ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА 1. Состав района. 2. Физико- и экономико-географическое положение района. 3. Природа района и природные предпосылки его развития. 4. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса района. 5. Население и трудовые ресурсы района. 6. Народнохозяйственный комплекс района 7. Территориальная структура расселения и хозяйства района.
В состав Дальневосточного экономического района входят Приморский и Хабаровский с Еврейской автономной областью края , Республика Саха Якутия , Амурская, Камчатская с Корякским автономным округом , Магаданская с Чукотским автономным округом и Сахалинская области. Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с
Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна - Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных
защищенных бухт для стоянок судов мало. От Тихого океана моря отделены цепью островов Алеутских , Курильских , Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин - Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная часть
Японского лежит в области субтропического. Растительный и животный мир морей Тихого океана намного богаче морей Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают заросли морских трав и водорослей. Бурые водоросли , достигающие в длину 50 метров , образуют иногда настоящие подводные леса. На островах очень много птиц кайр , чаек , бакланов , топориков , белобрюшек , глупышей.
В настоящее время промысловую ценность в дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа , белуха. У западных берегов полуострова Камчатка ведется лов крабов. Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей. Важнейшими рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки , Охотского побережья , Амурский лиман , побережья
Южного Сахалина и Приморья. На первом месте по значению стоят проходные лососевые рыбы - кета , горбуша , нерка , чавыча. На нерест они идут в Амур , в реки Охотского побережья , Камчатки и Сахалина. В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране предприятие , где в естественных условиях моллюсков гребешки , гигантские устрицы - высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.
Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны , его отделяют не только от Москвы , но даже от индустриальных центров Сибири расстояния , измеряемые многими тысячами километров. И по прежнему единственным сухопутным путем остается
Транссибирская магистраль , по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров , что составляет примерно неделю езды на скором поезде. Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда. В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством цветных металлов , алмазов
, слюды , добычей рыбы и морепродуктов , лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях
России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д. Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью , что обусловлено очень большой протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока
Уссури. На значительной части района распространена многолетняя мерзлота , что затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы , о чем свидетельствует вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов , крупнейший из них
Ключевская Сопка , много гейзеров. Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются высокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское - также холодные , с длительным ледовым периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной части
Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения Куросио , возможна круглогодичная навигация. Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких металлов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и рассыпного золота сосредоточены в бассейнах
Колымы , Алдана , Зеи , Амура, Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные , вольфрамовые , свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в Республике Саха , Магаданской области , в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке , в
Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на верхнем Алдане разведаны уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада Республики Саха - Мир , Удачное и др. В Дальневосточном районе известны запасы железных руд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таежное , Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге
Якутии. Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов , особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне , сильно удаленном от освоенных территорий. На юге Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные месторождения , сравнительно небольшие , разбросаны по территории района. Выявлены на территории района нефтегазоносные провинции на
Сахалине, Камчатке , Чукотке , в Магаданской области , но разрабатываются пока только месторождения нефти Оха и Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого качества , но ее не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших перспективных газоносных районов. Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья мергелем , известняками , огнеупорными глинами
, кварцевыми песками , а также серой , графитом , слюдой. Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены , Амура , Яны , Индигирки , Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии , богаты ценными видами рыб , являются транспортными путями , в том числе и зимой , когда по льду прокладываются
зимники. Богат район и термальными водами. Горячие источники , особенно на Камчатке , питают реки , которые зимой не замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Вода горячих источников содержит цинк , сурьму , мышьяк , имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы. Очень большое значение для экономики района имеют моря
Тихого океана Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период, они имеют рыбохозяйственное , зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб кета, нерка , чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. Леса на Дальнем Востоке покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные породы дуб , ясень , клен
и т.д. Особенности физико-географического положения определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерность заселения и освоения района. В северной части района климат исключительно суровый. Зима холодная , малоснежная , продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя мерзлота. В Республике
Саха находится полюс холода северного полушария. Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура составляет до120 дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней. Большое количество осадков , выпадающих в летний период , вызывает сильное переувлажнение почв , что
создает большие трудности для сельского хозяйства. Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет очаговый характер. Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская область. Экологические проблемы
Дальнего Востока имеют специфический характер , связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной , а очаговый характер , который ведет к серьезным локальным нарушениям , при этом нужно иметь в виду , что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты. Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер.
Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами , сохранения уникального видового состава биоты , снижения генетических последствий загрязнения Среды. Открытие и заселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением
русских к берегам Тихого океана . Пути отрядов казаков-первопроходев сначала пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам , лишь затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья. В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал острог , получивший название Якутск , который вскоре стал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг.
В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому морю , заложил острожек в устье реки Улья , обследовал на значительном протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям Амура. В 1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские земли и основал там несколько городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев и Ф.Алексеев на кочах лодках в 1648 году достигли восточной
оконечности Азии. Выступив из Анадырского острога , отряд В.Атласова добрался до Камчатки. По челобитным и сказам первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была составлена карта - Чертеж сибирской земли . Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и
Алексея Чирикова 1725-1730 и 1733-1743 годах , во время которых были определены очертания северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и Командорские острова , разрешен вопрос сошлась ли Азия с Америкой . Географические открытия и обследования , сделанные в 18-ом веке , подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам Дальнего Востока И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского 1803-1806 годы ,
В.М.Головина 1807-1809 и 1817-1819 годах , М.П.Лазарева 1813-1816 и 1822-1825 годах , Ф.П.Литке 1826-1829 годах и др. В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского были установлены островное положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в море. На Дальнем Востоке были созданы опорные пункты Петропавловск-на-
Камчатке , Николаевск-на-Амуре , Владивосток. Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и принятия законов о переселенцах. Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда в 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические , географические , экономические и другие
исследования. Все это дало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока появились промышленные горные , рыбные и транспортные предприятия , расширились промыслы пушнины и морского зверя котиков , увеличилось сельскохозяйственное производство , возросла торговля. Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем сырьевой придаток для метрополии.
Использовались лишь те из природных богатств Дальнего Востока золото , цветные металлы , пушнина , лососевые рыбы , которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике Дальнего Востока занимали иностранные монополии , безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы и население. Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабонаселенной территорией. Развитие производительных сил
Дальнего Востока в годы Советской власти привели к увеличению численности населения в 1920 году в районе проживало 1.2 млн а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы роста населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране. Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 7.6 млн. человек. Городское население составляет 76 . Дальний Восток - самый малонаселенный район
Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха , Магаданской и
Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь также много украинцев , татар , евреев и большая группа коренных народностей - коряков , нанайцев , нивхов , ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков , алеутов , чукчей , эскимосов и др. ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕК. ПЛОЩАДЬ КМ. КВ. КОЛ-ВО ГОРОДОВ ПЛОТНОСТЬ НАСЕ- ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ. ЯКУТИЯ 90 3103200 10 0.29 КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 443000 472300 3 0.93 ЧУКОТСКИЙ АО 110000 737300 0 0.15 ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 250000 36000 2 6.94 САХАЛИНСКАЯ
ОБЛАСТЬ 709000 87100 19 8.14 ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 1794000 824600 9 2.17 ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 2189000 165900 9 13.19 АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 1053000 363700 9 2.89 КОРЯКСКИЙ АО 40000 301500 0 0.13 МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 410000 461400 3 0.89 Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания , национальные традиции.
Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению. В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет естественного , так и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских районов.
Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство , укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий. Ведущее место среди отраслей рыночной специализации
Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама , мышьяка. Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Республике Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение.
Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном Приморский край и комбинат Солнечный по добыче олова Хабаровский край . Получила развитие свинцово-цинковая промышленность , сосредоточенная в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец.
В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных горно-обогатительных комбината Мир и Айхал , строится новый комбинат. К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная
промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах. Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское , Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда Дальнего
Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы , китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков ,
Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены холодильные комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре. Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая
промышленность. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесноволокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск ,
Хор , Бикин и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в Благовещенске , Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек - в Благовещенске , целлюлозно-бумажная развита на Сахалине Углегорск , Поронайск и др Машиностроение имеет разнообразную структуру , однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования.
Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны , судовые механизмы , литейное оборудование , металлорежущие станки , приборы , инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение - в
Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном Амурская область . В Благовещенске построен завод Амурэлектроприбор , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в Хабаровске работает завод Дальдизель , в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования , в
Биробиджане - Дальсельмаш . Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти и природного газа. Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - Амурсталь в Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах. Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в
Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане маслобойно-жировая сырьем для которой служит соя , представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске. Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна , сои и малотранспортабельных продуктов
для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге Амурская область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха . Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на
Камчатке , где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое оленеводство.
Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей. Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80 перевозимых грузов. Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями , иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение до
Советской Гавани через Комсомольск-на-Амуре , до Находки и Посьета. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской магистралью БАМ . С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск - Малый БАМ , а также ряд линий , соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки
по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево Магадан , Владивосток , Находка , Советская Гавань. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо.
Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения.
Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок особенно для пассажироперевозок . Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений
транспорт. Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных
металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота. Так , усиление международной торговли , развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетического баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3 по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40 , в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы.
Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности. Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса
технологиях двойного назначения весьма заинтересованы дальневосточные соседи России. Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются дальнейшее разгосударствление экономики района возникновение элементов свободной конкуренции создание рыночной инфраструктуры устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию промышленности. На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные экономические зоны
Находка , Большой Владивосток , Сахалин . Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе лесные пожары , последствия тайфунов и землетрясений , наводнения , крушения нефтеналивных танкеров , аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и моря , а также в атмосферу вредных отходов производства. Для решения проблем в регионе создано НПО Экопрос , разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию
инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа. Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны южную , среднюю и северную. В южную зону интенсивного развития входят Приморский край , южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть
Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством. В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития.
Главная специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе
БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК. Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта в 80-100 км и недалеко от южно-якутских высококачественных
железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42 . Наиболее изученными являются месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на
Дальнем Востоке. В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев и других полезных ископаемых. Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы
Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный. В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер. В северной зоне
Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью
превращаются в территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленностью , машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами. Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал , что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство
Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов. Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района , и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из зарубежных
стран , проходит транзитом в западном направлении. Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района , экономических показателей работы , совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей. Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем
ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района. Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных связей в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы , обеспечением населения района сельскохозяйственной
продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических проблем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев А.И Николина В.В. География население и хозяйство России М 1996. 2. Даринский А.В. и др. География России М 1993. 3. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика М 1996. 4. Страны и народы Научно-популярное и этнографическое издание
В 20т М 1975-1985. 5. Андрей Иванов, Остров сокровищ Новое Время 1996, 7.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |