Природа и
человек в романтической лирике В. А. Жуковского
Предметом
своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души.
Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта
носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их
он отразил в творчестве.
Любимый жанр
поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о
жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище»
поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова,
могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный
настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище,
чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слез и страданий. Однако
после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться спокойно
и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь
закончится, а перед лицом смерти все равны:
И здесь
спокойно спят под сенью гробовою
И скромный
памятник, в приюте сосн густых,
С непышной
надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет
вздохнуть над прахом их.
Этот вывод
рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы.
В первом
произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в
романтическом направлении.
Одно из ранних
стихотворений поэта о человеке и природе – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным
окружающим миром, герой размышляет о творчестве. Природа выступает его
вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовет Музу:
Ручей, виящийся
по светлому песку,
Как тихая твоя
гармония приятна!
С каким
сверканием катишься ты в реку!
Приди, о Муза
благодатна…
…И, звуки
оживив, туманный вечер пой
На лоне
дремлющей природы.
Закат дня
рождает у героя множество замечательных переживаний. Автор передает все оттенки
его разнообразных ощущений, делает это очень тонко, изображая даже едва заметные
переходы. У Жуковского получается целая гамма звуковых и цветовых образов:
«златые холмы», «в зеркале воды колеблющийся град», «багряный блеск», «гул
рева» стад, шум пловцов, журчание потока, веяние «зефира», «крик коростеля»,
«стенанье филомелы». И все это герою так приятно! Поэт уводит нас в мир
утонченных человеческих переживаний. Здесь герои Жуковского находят
нравственную опору, защиту от роковой действительности. Эта позиция утверждает
романтизм в творчестве поэта.
Отсюда
происходит некая невысказанность, недоговоренность, скрытая у Жуковского за
реальными предметами и явлениями природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море».
Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее.
Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь
неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся
волны:
Когда же
сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо
отнять у тебя
Ты бьешься, ты
воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и
терзаешь враждебную мглу...
Не сразу море
успокаивается и после шторма:
Но, полное
прошлой тревоги своей,
Ты долго
вздымаешь испуганны волны,
И сладостный
блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе
тишину возвращает;
Обманчив твоей
неподвижности вид…
Морской пейзаж
великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно заметить, что
герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море
представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое
таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность, словно
друга:
Что движет твое
необъятное лоно?
Чем дышит твоя
напряженная грудь?
Ответ на этот
вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на
жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире.
Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и
печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из
земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за
него».
Романтический
мотив одиночества, присутствующий в этой элегии, поэт развивает и во многих
других философских произведениях о природе. Например, в стихотворении «Листок»
звучит тема безрадостных скитаний по жизни героя, отлученного от семьи. С тех
пор, как «гроза разбила дуб родимый», он одинок в своих страданиях. Никто
теперь ему не поможет. Герою остается лишь мчаться по «воле случая», «куда на
свете все стремится», то есть к своему концу. Это произведение, я думаю, также
навеяно биографией поэта, который рано остался без матери.
Меланхоличный
мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще
грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий
мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В
стихотворении «Невыразимое» он писал:
Что наш язык
земной пред дивною природой?
С какой
небрежною и легкою свободой
Она рассыпала
повсюду красоту
И разновидное с
единством согласила!
Но где, какая
кисть ее изобразила?
Умение воспеть
пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру
человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической
поэзии Жуковского.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/