Дендизм как интертекстуальное явление в русской
литературе
(На материале сравнительного анализа романа в стихах
"Евгений Оненгин" А.С. Пушкина и повести "Шинель" Н.В. Гоголя)
Руднев Юрий
Русский
дэндизм - явление мало замеченное и ещё
совершенно неизученное
Гроссман
Поэтическое
качество я определяю как способность текста порождать различные прочтения, не
исчерпываясь до дна
Умберто
Эко
Всё
связано
Он
же
0.0.
Имена.
Джордж
Бреммель
Граф
д'Орсэ
Шатобриан
Гейне
- посетитель бульваров
Пушкин
Грибоедов
Чаадаев
Лермонтов
Кн.
Вяземский
Катенин
Гнедич
Дружинин
Молодой
Тургенев
Молодой
Л. Толстой
Кн.
Коразов (Стендаль "Красное и Чёрное")
Петроний
Алкивиад
Цезарь
Катилина
Растиньяк
Демарсэ
Печорин
Байрон
Уайльд
и
прочая, и прочая, и прочая...
1.0.
Постановка проблемы.
Попытка
проследить комплекс дендизма в русской литературе как интертекстуальное явление
- основная цель данной работы.
В
качестве исходного тезиса (эпиграфа) используется утверждение Л.П. Гроссмана:
1.1.
Русский дэндизм - явление мало замеченное и ещё совершенно неизученное.
[Гроссман, 1928, С. 15]
Широкое
поле исследовательское деятельности, открываемое процитированным утверждением,
представляется возможным и необходимым ограничить:
Объект
1-го уровня - "Шинель" Н.В. Гоголя
Объекты
2-го уровня - "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (и другие художественные
тексты).
Объект
3-го уровня - статья "Пушкин и дэндизм" Л.П. Гроссмана, "Роман
А.С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий" Ю.М. Лотмана.
Задача:
определить, кем является Башмачкин Гоголя?
Денди
Анти-денди
Пародия
на денди
Свой
вариант
Иначе:
Как сделан Башмачкин?
2.0.
Уровень теории дендизма.
Базируется
на анализе объектов 3-го уровня. Все цитаты тут даны по - [Гроссман, 1928].
2.1.
Дефиниция Бодлера:
2.1.1.
Дэнди - это высшее воплощение идеи прекрасного, перенесённого в материальную
жизнь; это тот, кто предписывает форму. [С. 19]
2.2.
Основные признаки денди (по Бодлеру):
2.2.1.
Культ прекрасного в каждом переживании;
2.2.2.
Потребность поражать и разрушать тривиальность;
2.2.3.
Умение сохранять бесстарстие и всячески углублять своё тщеславие;
2.2.4.
Быть последней вспышкой в эпоху упадка.
2.3.
Барбэ д'Орвильи "О дэндизме и Джордже Бреммеле"
2.3.1.
Искусством Бреммеля была его жизнь, он восхищал своей личностью, как другие -
своим произведениями.
[Культ
своей личности был присущ самому Пушкину. Об этом свидетельствуют хотя бы
значительные успехи поэта в фехтовании и танцах, зафиксированные в его
аттестате.]
2.4.
Русский денди обязательно сочетал в себе блеск внешних форм и утончённость
умственной культуры.
2.5.
Гроссман об Онегине:
2.5.1.
"наследник всех своих родных" - последний отпрыск вымирающего рода,
следовательно: 1) утончение физической организации, 2) обострение нервной
системы, 3) повышение чувственности.
2.5.2.
Только в XVIII главе у Онегина - крушение дэндизма.
2.5.3.
Круг интересов = возбуждающие имена остроумцев и эротиков + острые темы
политической современности.
2.5.4.
Черта интригующей странности:
2.5.4.1.
Надеждин: "Евгений Онегин есть арабеск мира нравственного, то-есть урод...
но образованный эстетически".
2.5.5.
Онегин - тщеславен, гастроном, игрок, театрал, дуэлист, любитель балов,
поклонник балета, педант в одежде, скептик в литературе.
2.5.6.
Его качества - холодная гордость, блестящее тщеславие, вежливое презрение к
людям, надменная независимость, умственная утончённость и уверенный культ своей
личности.
2.6.
"Граф Нулин" - образец пародии на денди у Пушкина.
[Второй
названный в 1.0. объект 3-го уровня - [Лотман, 1983] - имеет не столько
абсолютную, сколько относительную ценность для анализа дендизма как явления,
т.к. практически не содержит каких-либо специальных рассуждений на эту тему,
лишь косвенно касаясь определённых интересных моментов при комментировании
близких к исследуемому социальных явлений. Поэтому этот текст рассматривается и
воспринимается автором данной работы в своеобразном единстве с пушкинским
текстом .]
3.0.
Уровень практики дендизма . Отношение к этому уровню текста Гоголя.
Базируется
на анализе объектов 1-го и 2-го уровней .
Дендизм
- явление, прежде всего, социальное. Поэтому сразу же следует указать, что
сопоставление двух целевых текстов под заявленном ещё в заглавии углом зрения
может быть проведено только при условии хотя бы типового сходства социумов, к
которым принадлежат герои.
Социум
Онегина - высший свет. Социум Башмачкина - чиновничья среда. Казалось бы, этого
достаточно, чтобы отказаться от дальнейшего сопоставления, однако тип денди
возможен на разных ступенях социальной лестницы. Представляется вполне
возможным существование денди-чиновника. Важно иное: снижение исходной ситуации
уже можно рассматривать как элемент пародии.
Башмачкин
(далее - АБ) служит. Онегин (далее - ЕО) - нет. И то, и другое соответствует
микро-социуму каждого из героев. Ср.: ирония Пушкина:
3.1.
Служив отлично благородно, Долгами жил его отец [Пушкин, 1978]
ЕО
не делает даже того, что делал его отец: он не имеет ни малейшего отношения к
службе (градация признака от предков к потомкам [ср. также 2.5.1.]). Отец АБ -
тоже чиновник, но сам АБ - чиновник с большой буквы: он не просто служит, но
служит в ущерб личной жизни (сам так, однако, не считая), служит самозабвенно,
с любовью (тут тоже градация признака в том же направлении по генеалогическому
древу).
[Как
и "наследник всех своих родных" - ЕО, АБ также "вписан" в
свой род достаточно чётко (см. рассуждения Гоголя о происхождении фамилии
Башмачкин [Гоголь, 1984, С. 114]). Причём род этот оказывается связан с
бахтинским низом (башмак, ноги), что может также служить указанием на
пародийную установку автора.]
В
целом же, намечается сходство героев в типологическом, относительном аспекте
(каждый внутри своего микро-социума), но абсолютно (безотносительно к
социальному положению) - они полярно разводятся. Более важен пока первый момент
- момент их подобия.
Сходство
есть и в логике развития образов ЕО и АБ. В обоих случаях можно выделить три
этапа:
А.
ЕО до приступов у него сплина. Денди без предельной степени скучающего вида.
--- АБ до появления у него новой шинели. Анти-денди своего круга.
Б.
От появления хандры до второй встречи с Татьяной на балу. Классический денди.
--- АБ периода обладания шинелью. Классический денди.
В.
ЕО периода влюблённости в Татьяну. Выход за пределы категории денди. --- АБ
после утраты шинели. Выход за пределы категории денди.
Как
видно из этой схемы, этапы Б и В совпадают для обоих героев. Рассмотрим три
жизненных периода АБ, сопоставляя их с соответствующими у ЕО.
До
появления новой шинели АБ - типичный титулярный советник, чиновник для письма .
Даже внешний вид его красноречиво говорит об этом:
3.2.
он, видно, так и родился на свет совершенно готовым, в вицмундире и
с лысиной на голове [Гоголь,1984, С. 115]
ЕО,
наоборот, долго готовится перед тем, как
выйти в свет, где его ждут такие развлечения, как танцы, театр, прогулки,
упражнения в науке страсти нежной, изысканные кушанья на званых обедах и т.д.
Нечто подобное, хотя и в несколько сниженном ключе, даёт нам Гоголь, описывая
времяпровождение чиновников после службы:
3.3.
кто побойчее - несётся в театр; кто на улицу, определяя его
[свободное время] на рассматриванье кое-каких шляпёнок; кто на вечер -
истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого
чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идёт просто к своему брату в
четвёртый или третий этаж [Гоголь,1984, С. 118]
В
целом (для этапа А развития образов героев), дендизм ЕО (и его окружение,
социум), соотносимое с дендизмом (сниженным, пародийным) поведение чиновников в
"Шинели" и анти-дендизм АБ, выражающийся в полном выключении себя из
общественной жизни, её принятых норм, могут быть представлены (хоть и несколько
схематично) в виде такой сводной схемы:
ЕО
мчится в ресторан Talon, где ждёт его Катенин, пробка в потолок, вино и
изысканная французская кухня. --- Чиновники играют в вист, пьют чай из стаканов
с копеечными сухарями, затягиваются дымом из длинных чубуков. --- АБ сидит
дома, ест щи и кусок говядины с луком и мухами, того не замечая.
ЕО
уничтожает своих оппонентов колкостью своих эпиграмм. ---- Чиновники выступают
субъектом применения канцелярского остроумия в сочиняемых ими историях про
АБ.--- Сам АБ - объект применения канцелярского остроумия чиновников.
ЕО:
"дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей" (плохо ориентируясь
в истории). --- Чиновники пересказывают вечный анекдот о коменданте и
подрубленном хвосте Фальконетова монумента. --- АБ занимается своим любимым
делом - переписыванием, уходя прочь от реальности.
Плюс
к этому, в композиционно аналогичных местах - ретроспективное описание кабинета
ЕО периода А во время визита Татьяны и ретроспективное же описание имущества
умершего АБ - и Пушкин, и Гоголь подтверждают выдвинутое предположение о том,
что изначально ЕО и АБ разведены по разные стороны понятия денди: портрет
Байрона, некоторые книги, характеризующие ЕО как денди, статуэтка Наполеона
резко контрастируют с пучком гусиных перьев, листами белой казённой бумаги,
тремя парами носков, пуговицами, оторвавшимися от панталон и капотом. И ещё: если
о ЕО "свет решил, что он умён и очень мил", то "в департаменте
ему [АБ] не оказывали должного почтения".
Таким
образом, мы видим на первом выделенном нами этапе установку АБ на отрицание
свойственного его кругу варианта дендизма. Это приводит к отрицанию им
строгости (более того - даже элементарной аккуратности) в одежде (чего стоит
хотя бы его капот), пикантности в еде, принятых канонов времяпровождения и т.д.
ЕО
же на первом этапе - уже практически стопроцентный денди, которому не хватает
лишь одного - полного и неподдельного презренья к обществу и соответствующей
этому состоянию хандры - сплина - скуки.
Всё
это ЕО получает на втором этапе Б (провести чёткую границу между ним и этапом А
нельзя): толи после того, как перебирается жить в деревню, толи чуть раньше.
У
АБ начало второго этапа обозначается признанием необходимости покупки новой
шинели. До этого он, с одной стороны, по-прежнему скупится, не хочет тратиться
на одежду, но, с другой, оказывается, что деньги у него уже расписаны на
приобретение панталон, ремонт сапог и заказ швее.
[Заметим,
что слово панталоны именно в "ЕО" Пушкин впервые вводит в русский
язык, как и слово фрак. После этого уже не случайным кажется то, что Петрович
специализировался на ремонте именно панталон и фраков.]
Позднее,
АБ ценой настоящих лишений копит деньги на шинель. Тут он уже - классический
денди, тратящий последнее на предметы своего туалета. А то, что он и раньше
значительную часть бюджета расходовал на одежду, говорит о неслучайности
резкого изменения в отношении к себе, подготовленности этого изменения.
Обращает на себя внимание и тот факт, что у Петровича даже нет вывески на доме,
хотя сам он утверждает, что работа его не хуже, чем на Невском. Т.е. АБ
обращается не к известному портному, но к очень классному, хотя и без громкого
имени. Может быть потому, что не портной делает настоящего денди, а денди -
хорошего портного?
Сам
Гоголь отмечает, что АБ стал твёрже характером (словно женился), что играет не
последнюю роль, если уж ты претендуешь на статус денди .
Поведение
АБ также соответствует уже принятому в чиновничьем кругу пародийному варианту
дендизма: АБ выходит, наконец, в люди. В гостях у своего коллеги чиновника он
скучает, хочет побыстрее уйти домой. На формальном уровне это совпадает с
манерой поведения ЕО, на этапе Б приобретшего, наконец, скучающий вид как знак
презрения к окружающему его обществу, жизни, мирозданию, в конце концов. Но на
уровне мотивации различия всё же достаточно серьёзны, о чём чуть ниже.
Третий
этап В - крах дендизма для обоих главных героев.
ЕО
влюбляется (!) в Татьяну, пишет ей письмо (!), сам является с визитом без
приглашения (!) , чуть ли не молит о любви (не играючи, флиртуя, а полностью
серьёзно) (!), практически забывает о себе (!), о чётком распорядке дня
скучающего посетителя званых обедов, театров и балов (!), потеряв любимую,
которой по-настоящему у него и не было.
АБ
также теряет своего рода любимую: недаром шинель сравнивается с женщиной,
женой. Вся жизнь его после этого идёт не так как того требует кодекс
чиновничьего денди: АБ снова превращается в чиновника для письма, способного
даже умереть, будучи распечённым "чужим генералом". Причём, однако,
он не выдерживает, как ЕО распорядка дня денди, расписания жизни чиновника,
которого безукоризненно придерживался ранее: АБ впервые не приходит в
присутствие.
[Кстати,
тут очень интересен сам по себе образ "чужого генерала",
значительного лица. Этот человек волею судьбы оказался не на своём месте и
вынужден всё время играть чужую роль. Он взваливает себе на плечи обязанность
придерживаться не свойственного ему стиля поведения - чёткого, формального,
шаблонизированного, где на каждый случай жизни припасён свой вариант действия .
Не готовый внутренне к этому значительное лицо воспринимается поэтому как
классический вариант пародии на денди. Его можно соотнести с графом Нулиным,
героем одноимённой поэмы Пушкина.]
Однако
предложенная выше схема отражает не все точки соприкосновения двух образов - ЕО
и АБ. Есть такие категории, которые пронизывают оба произведения от начала до
конца, не подчиняясь логике развития сюжета.
Как
было сказано в 2.3.1. для денди характерно отношение к жизни как к искусству.
Если об ЕО так сказать можно в большей или меньшей степени уверенно, то,
применительно к АБ, имеем полнейшую противоположность. Для героя Гоголя
искусство переписывания (далеко не самое утончённое, к слову, искусство -
элемент пародии) служит альтернативой жизни. АБ реально живёт в своей работе
(см. его особые, практически интимные отношения с буквами алфавита), и выход за
её пределы заканчивается трагически для героя. Это явная характеристика
анти-денди.
ЕО
получил воспитание (вернее - получал), АБ же родился уже готовым чиновником с
лысиной на лбу (контраст по отношению к остриженному "по последней
моде" ЕО; не вписывается здесь в схему денди и весь портрет АБ в целом).
Снова анти-денди.
ЕО
совершенно отлично мог "изъяснятся по-французски", "знал
довольно по-латыне" versus "Акакий Акакиевич изъяснялся большею
частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые не имеют
решительно никакого значения" - косноязычие АБ даже в пределах родного
языка. Опять-таки - анти-денди.
ЕО
"кланялся непринужденно" versus "он [АБ] просто не знал, куда
деть руки, ноги и всю фигуру свою" [И это на этапе Б - этапе максимального
дендизма АБ.] Снова вопиющий анти-дендизм.
4.0.
Так кто же такой Башмачкин?
После
описания АБ и сравнения его с признанным денди русской литературы ЕО, можно
прийти к такому, не вполне научному, выводу: однозначно сказать, кем же
всё-таки является герой Гоголя невозможно. Признаки денди, анти-денди и пародии
на денди причудливо переплетаются, пересекаются и переходят один в другой,
когда мы начинаем анализировать образ Башмачкина.
Тут
то и пригодится возможность предложить свой вариант, так предусмотрительно
оговоренная в самом начале (см. 1.0.). И вариант этот таков:
1.
Логика развития образа Башмачкина подчиняется в ходе сюжетного времени такой
схеме:
Анти-денди
---> Денди ---> Выход за пределы категории денди.
Однако
две константы вносят коррективы, уточнения в понимание исследуемого образа,
являясь шифтерами, меняющими точку зрения на объект, и в какой-то мере отменяя
абсолютность предложенной схемы. Это
2.
неоднократно подчёркиваемые автором черты анти-дендизма АБ (контрастные образу
ЕО) и
3.
общая сниженность фона по сравнению с пушкинским текстом, что придаёт тексту
гоголевскому изначальный оттенок пародийности.
Отсюда:
Башмачкин - данный в пародийном контексте образ анти-денди, чья попытка
измениться, стать денди с треском проваливается и заканчивается трагически -
смертью героя .
Список литературы
1.
Гоголь Н.В. Шинель // Гоголь Н.В. Собр. соч. В 7-ми томах. Т. 3. - М.: Худож.
лит., 1984. - С. 113-142.
2.
Гроссман Л.П. Пушкин и дэндизм // Гроссман Л.П. Собр. соч. В 4-х томах. Т. 1. -
М., 1928. - С. 14-44.
3.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий: Пособие
для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 416 с.
4.
Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т.
2. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 7-168.