Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Моя специальность — жизнь...» (лирика М. Цветаевой)

«Моя
специальность — жизнь...» (лирика М. Цветаевой)

...Могил
стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой
черед.

М. Цветаева

Русская поэзия
— наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов
и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. Однажды Цветаева
случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: “Это дело специалистов
поэзии. Моя же специальность — Жизнь”. Жила она сложно и трудно, не знала и не
искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности.

В 1910 году,
еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпускает довольно
объемный сборник “Вечерний альбом”. Его заметили и одобрили такие влиятельные и
взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи юной
Цветаевой были еще очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, известным
своеобразием и непосредственностью. В этом альбоме Цветаева облекает свои
переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности
минувшего и о верности любящей:

Ты все мне
поведал — так рано!

Я все
разглядела — так поздно!

В сердцах наших
вечная рана,

В глазах
молчаливый вопрос...

Марина очень
сильно любила город, в котором родилась Москве она посвятила много стихов:

Царю Петру, и
Вам, о царь, хвала.

Но выше вас,
цари: колокола.

Пока они гремят
из синевы —

Неоспоримо
первенство Москвы. —

И целых сорок
сороков церквей

Смеются над
гордынею царей!

Марина Цветаева
пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией.
В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и звучание, ритмика,
гармония частей. Она писала: “Проза поэта — другая работа, чем проза прозаика,
в ней единица усилия — не фраза, а слово, и даже часто — мое”. Одна из ее
прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые
познакомилась с Пушкиным и что о нем узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был
ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает о его персонажах.
Пушкин “заразил” Цветаеву словом “любовь”. Этому великому поэту она также
посвятила множество стихов:

Бич жандармов,
бог студентов,

Желчь мужей,
услада жен —

Пушкин — в роли
монумента?

Гостя
каменного?..

Вскоре
свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не
поняла. С ней произошло поистине роковое происшествие. В мае 1922 года Цветаева
со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. Берлин,
Прага, Париж... В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Береги могил:

Голодней
блудниц!

Мертвый был и
сгнил:

Береги гробниц!


От вчерашних
правд

В доме — смрад
и хлам.

Даже самый прах


Подари ветрам!

Вокруг
Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть,
некого спросить, не с кем порадоваться. “Родина не есть условность территории,
а принадлежность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть
Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри
— тот теряет ее лишь вместе с жизнью”. Тоска по России сказывается в таких
лирических стихотворениях, как “Рассвет на рельсах”, “Лучина”, “Русской ржи от
меня поклон”, “О неподатливый язык...”, сплетается с думой о новой Родине,
которую поэт еще не видел и не знает:

Покамест день
не встал

С его страстями
стравленными,

Из сырости и
шпал

Россию
восстанавливаю.

Из сырости — и
свай,

Из сырости — и
серости.

Покамест день
не встал

И не вмешался
стрелочник.

Постепенно
Цветаева отдаляется от кругов эмигрантов, зреет нелегкое решение:

Ни к городу и
ни к селу —

Езжай, мой сын,
в свою страну, —

В край — всем
краям наоборот! —

Куда назад идти
— вперед

Идти, —
особенно — тебе...

Личная драма
поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и
успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл
гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и
преданно любила. Это поистине “плач гнева и любви”, Цветаева теряла уже надежду
— спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее — как крик живой, но истерзанной
души:

Отказываюсь —
быть.

В Бедламе
нелюдей

Отказываюсь —
жить.

С волками
площадей

Отказываюсь —
выть.

На этой ноте
последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто
человеческое существование. И того — в обрез. В 1939 году Цветаева
восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она
мечтала вернуться в Россию “желанным и жданным гостем”. Но так не получилось:
муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Грянула война. Превратности
эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу.
Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева
покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась.

Марину
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать —
по особому распеву, ритмам, интонации. Марина Цветаева — большой поэт, и вклад
ее в культуру русского стиха XX века значительный.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.