Развитие
темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Тема
«маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в
творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и
«Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же образ «маленького человека»
таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми,
доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а
это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие
перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту «маленького человека» всетаа
ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.
Пушкин открыл в
бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой
темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки
сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на
собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких
общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю,
Петербург — город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а
таланты гибнут. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в
этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с
чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои
Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями
действительности.
Человек и
нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в
основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей,
несомненно, — «Записки сумасшедшего». Герой произведения —Аксентий Иванович
Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на
что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и
очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего
уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и
приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!» — отзывается
о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот
человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает
Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не
посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову
неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно
титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт:
в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он
так беспра вен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или
камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет
чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший,
не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со
мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле
Поприщина слышен «крик самого Гоголя».
«Записки
сумасшедшего» - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира,
где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин -
порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все
обиды и страдания «маленького человека». Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и
произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был
то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно,
натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное
обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о
Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает
ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия
Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмач-кин -робкий,
задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно
сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и
вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы
«сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая
страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет
несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи
вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве
отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» - обобщенный
образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой
обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета
«значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь
подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий
Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося
самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и
месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели
«со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнение критиков и современников
Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное
издевательство над человеком». Критик Апполон Григорьев — «любовь общую,
мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом».
Как в «Записках
сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты
границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим
не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие,
неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не
можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает
и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/