Рассказ
«Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова
Тот факт, что и
в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним
и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного
анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей,
наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их
бытования.
Рассказ “Тапер”
Чехова был впервые напечатан в журнале “Будильник” (1885, № 45). Без изменения
“Тапер” вошел в сборник “Первые рассказы” (Спб., 1886), но в Собрание сочинений
Чехов его не включил.
Главный герой
рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев.
Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: “Ехал в Москву за две
тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы...” У него
“необыкновенно острые, словно воспаленные глаза”, “бледное... испитое и
поношенное лицо”. Он понимает всю унизительность своего положения: “Тапер, прислуга...
официант, умеющий играть!”, привык к грубости заказчиков: “У купцов тыкают и на
чай дают, и... нисколько не обидно!.. Прежде, действительно, больно было, а
теперь — плевать!” Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного
полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого
Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как
оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда
барышне объясняют, что ее собеседник тапер (“...подплывает толстая пава... и
что-то шепчет ей на ухо...”), она “вспыхивает, хватается за щеки и, как
ужаленная, отскакивает от рояля...”. Некоторое время Рублев пытается держать
себя в руках, “закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши”, но вдруг
с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома. Придя в номер гостиницы,
где он живет, Рублев рассказывает об этом “скандале” своему соседу-писателю (от
его лица ведется повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева
настигает второй приступ.
Этот рассказ не
относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение
одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека
против окружающей его жизни. Основа сюжета “Тапера” — приступ душевной болезни
у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее
известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года “Припадок”.
Спустя
пятнадцать лет после чеховского “Тапера” был опубликован в газете “Одесские
новости” (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа
основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте.
Действие
“Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме
Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр
Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найденный тапер оказывается
четырнадцатилетним “бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном
мундирчике”. Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий
Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался
игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: “Реалист в
поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из
талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше
успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и
триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов,
которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь
его великий учитель”.
Итак, мы видим,
что рассказы-“тезки” совершенно различны по направлению, общему тону. Если у
Петра Рублева все позади, то у Юрия Агазарова, напротив, все впереди. Финал
чеховского рассказа открыт, но реален лишь один вариант дальнейшей судьбы
главного героя: Рублев сопьется окончательно. Рассказ пронизан безысходностью,
тоской по утраченным надеждам (“...какая из меня дрянь вышла...”). “Тапер”
Куприна — рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.
Действие
рассказа Чехова происходит на фоне, впечатление от пошлости которого усиливает
трагизм судьбы главного героя. Жених Присвистовой — “парвеню и мовежанр, свинья
в ермолке и моветон”, и свадьба совершается потому, что “папаше с дочкой манже
и буар хочется”. Сам Присвистов груб; барышня, с которой беседует Петр, не
понимает ничего в музыке, но судит о ней с апломбом знатока. Столь же грубы и
ограничены гости на свадьбе. Особенно нелепы претензии этих персонажей на
аристократизм. Под стать общему настроению рассказа и описание погоды: “На
улицах грязища, дождь, туман...” “Тапер” Куприна начинается с обширной
экспозиции, занимающей почти треть текста. Автор представляет нам членов
счастливой семьи Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и
Татьяну Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к
Юрию относятся совсем не как к “официанту, умеющему играть”, все (кроме разве
что “противной гордячки” Лидии) сопереживают ему, принимают участие в его
судьбе. Рассказ завершается эффектным “happy end”.
Рассказ Чехова
весьма характерен для его творческой манеры: отсутствие фабулы, открытый финал,
лаконичность в описании быта. Чеховский рассказ немного короче, но нельзя
сказать, что он уже: в своих ранних рассказах Чехов умел облекать серьезное и
глубокое содержание в малые формы. Петр Рублев — типичный чеховский персонаж,
тип идеалиста, “точно знающего, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом
все глубже тонущего в грязи надоевшего существования”. “Тапер” Куприна близок к
очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское примечание:
“Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его
покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. 3-вой,
близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых”, что
придает рассказу особое очарование. В отличие от “Тапера” Чехова,
жизнеутверждающий купринский рассказ мы с полным правом можем назвать
занимательной новеллой.
Как мы видим,
сравнительный анализ всего двух одноименных рассказов Чехова и Куприна дает нам
богатый материал для изучения особенностей их творчества.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/