Особенности
композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
Была на то воля
промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые
души, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк,
пролезай иначе, есть тот и разбойник.
Н. В. Гоголь
Для раскрытия
данной темы я решил воспользоваться произведением “Мёртвые души” моего любимого
писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя.
Он родился
двадцатого марта 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье
небогатого украинского помещика. И в последствии стал великим автором в истории
русской литературы.
Судьба Гоголя
как писателя неразрывно связана с поэмой “Мёртвые души”, которая была задумана
как произведение в трёх томах и осталась незавершённой: вышел в свет только
первый том, и после смерти Гоголя были найдены черновые наброски второго. Это в
значительной мере затрудняет понимание книги.
Николай
Васильевич Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы
явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века. Таким его творением стала поэма "Мертвые
души", написанная в 1842 г, которая, по выражению Белинского, явилась
произведением, “беспощадно сдёргивающим покровы с действительности”.
Чтобы понять
особенности композиции “Мёртвых душ” нам необходимо разобрать цен-трального
героя Чичикова, пытающегося заработать “миллион”. Стоит отметить, что поэма
построена по принципу “концентрических кругов” или “замкнутых пространств”
(город, усадьбы помещиков, вся Россия).
Экспозицией
является первая глава, в которой автор нам представляет провинциальный
губернский город и знакомит с главными героями. Надо сказать, что в задачу
Гоголя входило изображение всей губернской России. На примере отдельно взятого
города. Поэтому автор постоянно упоминает о типичности этого города и его
жизни.
Но центральное
место в поэме Гоголя “Мёртвые души” занимают следующие пять глав, в которых
представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и
Плюшкина. Стоит отметить, что главы расположены в особой последовательности по
степени деградации героев. В них Гоголь описывает жизнь помещиков, выделяя все
их пороки и недостатки: замкнутость, изолированность от общественности,
бесполезность существования и наплевательское отношение ко всему.
За портретами
помещиков в поэме следует изображение жизни губернского чиновничест-ва. В этом
особом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед западом,
искажают чудесный русский язык, употребляя много иностранных слов. Интересы их
ничтожны. В деятельности чиновников процветают бюрократизм, казнокрадство и
царят чинопочитание и подхалимство.
В такой России
уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Павел Чичиков. Лишь в
одиннадцатой главе мы узнаём, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской
семье, и пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на
чьё покровительство. Благополучиё своё он строит за счёт других людей:
оскорбление, обман, махинации на таможне – орудия Чичикова. Герой не знает, что
такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы
даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”.
По-моему, в этом и состоит трагедия Чичикова, для него деньги – средство, а не
цель. Но Гоголь с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была
некоторая сторона справедли-вости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию,
по-своему переживает, что в мире торжест-вует глупость и несправедливость.
Особое место в
поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с
поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает
правительство.
Через всю поэму
Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичи-кова непрерывно
проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все
время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом
и правящими сословиями. Именно в простых людях проявляются положительные черты,
свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди.
Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову, относится к холопам, не к
лучшей категории простого народа. Но есть среди крепостных умные, талантливые
люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами. Так,
каретник Михеев был известен всей округе тем, что делал коляски, сравнимые
только с заграничными. Простые крестьяне читателю как умные, способные,
трудолюбивые люди. Это говорит о том, что у простых людей есть всё, для того
чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но им не хватает
свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мёртвых душ Чичиков
видит беглых крепостных. Таким образом, Гоголь показывает, что крепостное право
явилось тормозом на пути развития страны.
Лирические
отступления играют важную роль в произведении. Именно они раскрывают
идейно-композиционное своеобразие поэмы Гоголя. По мере развития сюжета
появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль
предыдущего. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки,
и только в конец пятой части автор помещает первое крупное лирическое
отступление о “несметном множестве церквей” и том, как “выражается сильно
российский народ”. В последнем же лирическом отступлении он создаёт образ
дороги, дороги к свету, к чуду, ко второму тому (“кони вихрем, спицы в колёсах
смешались в один гладкий круг”, “и мчится вся вдохновенная богом”).
Композиция
поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит
фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных
эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное
убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью
художественного мастерства.
Таким образом,
Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся
напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия
сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность.
Литературное
значение Гоголя огромно. Его именем называют целый период русской лите-ратуры.
И всё-таки в сознании современников и последующих поколений он вошел, прежде
всего, как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности
за дело, которому призван.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/