Тема любви в
произведениях А.И Куприна.
Любовь…Когда-нибудь
это чувство приходит к каждому. Наверное , нет такого человека , который бы
никогда не любил . Не любил мать или отца , женщину или мужчину , своего
ребёнка или друга . Любовь способна
воскрешать , делать людей более добрыми , душевными и гуманными .
Без любви не было бы жизни , ибо сама
жизнь есть любовь. Именно это всепоглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина ,
М.Ю.Лермонтова , Л.Н. Толстого , А.А.
Блока , и вообще , всех великих писателей и поэтов .
Лёгкий взмах
гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения , как «Я вас любил …» ,
«Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .
20 век подарил
нам А . И. Куприна – писателя , в творчестве которого тема любви занимала одно
из самых важнейших мест . Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым ,
мужественным , прямодушным , благородным . Большинство рассказов Куприна – гимн
чистой, идеальной , возвышенной любви , о которой он писал на протяжении всей
своей жизни .
Писатель остро
чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных ,
самокритичных героях .В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие
произведения: «Гранатовый браслет» ,
«Олеся» , «Суламифь» и многие другие .
Рассказ «Олеся»
был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений . Помимо темы
любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не
менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров .
С самых первых
страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии , на
окраину Полесья . Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного ,
интеллигентного человека . Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских
крестьян . Эти люди безграмотны , неотёсаны , необщительны . По всему видно ,
что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества .
Иван Тимофеевич
страшно скучает в этом месте , где нескем поговорить , где совершенно нечем
заняться . Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме
. Молодой человек жаждет приключений , он хочет хотя бы на некоторое время
отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни .
Во время
очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку , где и происходит его первая
встреча с Олесей – внучкой местной
колдуньи Мануйлихи . Олеся завораживает своей красотой . Не красотой светской
дамы , а красотой дикой лани , живущей на лоне природы .
Но не только
внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича .Молодой человек восхищён
самоуверенностью , гордостью , дерзостью ,с которой держит себя Олеся . Именно
поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе . Сама Олеся тоже
заинтересована нежданным гостем . Выросшая в лесу , она мало общалась с людьми
, привыкла относиться к ним с большой осторожностью .Но Иван Тимофеевич
подкупает девушку своей непринуждённостью , добротой , интеллигентностью .
Олеся очень рада , когда молодой гость приходит навестить её снова . Именно она
,гадая по руке, характеризует нам
главного героя как человека «хотя и доброго , но только слабого” ,признаётся , что доброта его “ не
сердечная”. Сердце у него “холодное , ленивое” , и тем , кто “будут его любить”
, принесёт он , хотя и невольно , “много зла”.Таким образом , со слов юной
гадалки , молодой человек предстаёт перед нами как эгоист , неспособный к
глубоким душевным переживаниям . Но несмотря ни на что , Олеся и Иван
Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству .
Любовь Олеси
делает явной её чуткую деликатность , особенный врождённыё ум ,
наблюдательность и такт , её инстинктивные знания тайн жизни . Кроме того , её
любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения , обнаруживает в ней
великий человеческий талант понимания и
великодушия . Олеся готова отказаться от своего чувства , стерпеть
страдания и муки ради своего любимого и единственного . На фоне всех людей , окружающих главную героиню , её фигура
выглядит возвышенно и делает блеклыми
окружающих . Образы полесских крестьян становятся тусклыми , духовно порабощёнными , злобными
,безрассудно жестокими . В них нет ни
широты ума , ни щедрости сердца .А Олеся готова на всё ради своей любви
: пойти в церковь , вытерпеть издёвки местных жителей , найти в себе силы уйти , оставив после себя лишь нитку
дешёвых красных бус ,как символ вечной любви и преданности .Для Куприна образ
Олеси является идеалом возвышенной , исключительной личности .Эта девушка –
открытая , самоотверженная , глубокая натура , смысл её жизни составляет любовь
. Она поднимает её над уровнем обычных
людей , она дарит ей счастье , но она
же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели .
Проигрывает от
соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича . Его любовь обыкновенна , порой даже похожа на увлечение .Молодой
человек в глубине души понимает , что
его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы . Он не представляет Олесю
в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце , подразумевая , что
она будет жить с ним в городе . Иван
Тимофеевич даже не допускает мысли о том ,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе
и остаться жить вместе с Олесей в лесу
. Он полностью смиряется с тем , что произошло и не собирается бороться за свою
любовь , бросать вызов сложившейся ситуации .Я
считаю , что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю , то
он обязательно бы разыскал её ,
попытался бы изменить свою жизнь , но он , к
сожалению , так и не понял ,какая любовь прошла мимо него .
Тема взаимной и
счастливой любви затрагивается А . И . Куприным и в рассказе “Суламифь” .
Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть
, а сами любящие выше царей и цариц .
Но писатель
убивает девушку , оставляя Соломона одного , потому что , по мнению Куприна , любовь-это миг , который
освещает духовную ценность человеческой
личности , пробуждает в ней всё самое лучшее .
В одном из
известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной
любви как великого дара ,который преображает человеческую душу . Княгиня Вера
Шеина была строгой , независимой , любезной и “царственно спокойной “ женщиной , любившей своего мужа
. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж”
. Вместе с посланием в дом князей
Шеиных вошла бесксрыстная , самоотверженная , не ждущая награды
любовь:любовь-тайна , любовь – трагедия .Весь смысл жизни Желткова –
отправителя послания , был в том , чтобы любить Веру Николаевну , не требуя за
это ничего взамен , восхвалять свою
возлюбленную от чистого сердца , произнося слова : “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини
Веры после получения подарка от
Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при
последней последней встрече с уже мёртвым обажателем : “В эту секунду она
поняла , что та любовь , о которой
мечтает каждая женщина , прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала , слушая
Вторую сонату Бетховена , зная , что любила . Любила всего лишь одно мгновение
,но навеки .
В своих
рассказах А .И . Куприн показал нам искреннюю , преданную ,бескорыстную любовь
.Любовь , о которой мечтает каждый человек .Любовь , во имя которой можно пожертвовать чем угодно ,даже жизнью .
Любовь , которая переживёт тысячелетия , одолеет зло , сделает мир прекрасным ,
а людей добрыми и счастливыми .
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/