Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Чему нас учат книги Булгакова

Чему нас
учат книги Булгакова

"Из всех
писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере
сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей
биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный
телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями,
главное из которых — "Мастер и Маргарита". Каждому следующему
поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы
"осетрину второй свежести", и придет на ум печальная мысль, что вечно
в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз
блестяще доказал", — вот так в нескольких словах Борис Соколов, известный
исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой вклад внес писатель в
русскую и мировую литературу.

Выдающиеся
творческие умы признают роман "Мастер и Маргарита" одним из
величайших творений двадцатого века. Далеко не все способны осмыслить
"Мастера и Маргариту" в том идеологическом и философском ключе,
который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности
романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и
исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия
произведения в том, что "Мастера и Маргариту" перечитывают и юные.
Дело в том, вероятно, что молодежь привлекает фантастичность произведения с
элементом сказки, и даже если подросток не способен понять сложные истины и
глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить
работать воображение и фантазию.

Булгаков,
предчувствуя свою смерть, осознавал "Мастера и Маргариту" как
"последний закатный роман", как завещание, как свое послание
человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение "в
стол", для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра). В
этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и
зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой
Человек, как действует на него власть и над многими другими. Основной идеей
романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных. Композиция
романа столь же оригинальна, как и жанр, - роман в романе. Один - о судьбе
Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг
другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в
себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и
Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с
Ершалаимом, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную
линию.

Читая
произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е
годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же
месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что
доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действие
романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает
их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа
является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви
является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в
жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром,
постигает духовное. Мне кажется, что такие понятия, как "Бог" и
"Любовь" тесно связаны в жизни, поскольку Бог начинается с Любви, а
Любовь - божественная сила. В произведении Булгакова тема любви раскрывается с
новой стороны. Она неотделима от страданий.

Писатель в
полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет
преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти
сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека.
Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять
даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта
любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ,
проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к
спасению. И "кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной
любви?"

Итак, мы видим,
что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков,
он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на
примере Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение,
разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа,
после которого его мучает совесть и будет мучить еще "двенадцать тысяч
лун". Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь
не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь,
ночью "он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не
виноватого бездумного мечтателя и врача!"

Интересно
освещена в романе и тема добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в
русской философии и литературе. Сначала понятия добра и зла рассматривались не
как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в
своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра
неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе
"Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по
Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа
Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому,
Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и
тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени,
в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия — в
Москву 30-х гг.

Последний
пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в
пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец,
предательство, заполонившие Москву. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне
взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Эта
взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей, — автор делает
акцент на одни и те же вещи. Воланд "по виду — лет сорока с лишним",
а Иешуа — двадцати семи; "под левым глазом у человека был большой
синяк...", а у Воланда "правый глаз черный, левый почему-то зеленый";
у Га-Ноцри "в углу рта — ссадина с запекшейся кровью", а у Воланда
был "рот какой-то кривой", Воланд "был в дорогом сером
костюме... Серый берет он лихо заломил на ухо...", Иешуа предстает перед
прокуратором одетым "в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его
была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба...".

И, наконец,
Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но
кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь. Но наиболее полно
диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах
Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу
зла и повелителю теней": "Ты произнес свои слова так, как будто ты не
признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом:
что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела
земля, если бы с нее исчезли тени?… Ты глуп".

Как появляется
Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным,
представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь,
девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само
его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и
дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть
Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), и
отрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.
Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "...часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд
— это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого
начала в человеке.

Надо сказать,
что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а
злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего
— зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось
только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и
пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправить Канта
на Соловки). Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая
глумливость и непорядочность.

Сам Сатана
появился в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное
Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг Другу и любовь, покарать
взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра,
они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся
ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить
справедливость. Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит
жителей города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и
Варенуха - доносчик, и пьяница Степа Лиходеев-все получают по заслугам. Таким
образом, Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель —
установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты
справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и
зла.

Добро и зло в
этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда
Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы
конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг
говорит: "Ну что же... они — люди как люди... Ну легкомысленны... ну что
же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... — и
громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как
люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы. Напрашивается вывод,
что "нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается карающим
мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра". Я считаю, что
Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не
цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью.

Каждый человек
встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство
людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если
бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и
милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их
пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек
творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.

Прочитав роман
М. Булгакова "Мастер и Маргарита", я смогла понять то, что должен
понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегда покинет
наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе смог
охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман "Мастер и Маргарита"
— об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за
собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству,
предательству и бесчеловечности. Он — о всепобеждающей любви и творчестве,
возносящих душу к высотам истинной человечности.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загальна характеристика нормативного змісту конституційних прав особи в кримінальному судочинстві України
Реферат Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации
Реферат Розвиток пізнавальних здібностей та інтересів учнів у процесі вивчення географії
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты по банковскому делу за первый семестр 2001 года
Реферат Планирование финансово-экономической деятельности предприятия
Реферат Исламская республика Иран
Реферат Перекрытие Сенны
Реферат Поліграфічні матеріали
Реферат Удосконалення технології м`ясних запечених страв
Реферат Сюжет, фабула, конфликт
Реферат Противовирусные препараты
Реферат Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Реферат Друк 4
Реферат Материальная ответственность работников 2
Реферат «Национально-культурная специфика ведения деловой переписки на языке хинди»