Что было
непонятно Базарову
Иосиф Гольдфаин
Базаров, герой
романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», выглядит очень современным. Его насмешливое
отношение ко всем “сентиментальностям”, его убеждённость, что каждый человек
должен заниматься “серьёзным” делом и не отвлекаться на “пустяки”, его
нежелание придавать какое-либо значение человеческим чувствам представляются
более характерными для нашего времени, чем для середины прошлого века.
Возникает
парадоксальная ситуация: на уроках литературы “проходят” роман, главный герой
которого убедительно проповедует нигилистическое отношение к художественной
литературе.
Надо сказать,
что всегда были ученики, считавшие уроки литературы для себя бесполезными и
относившиеся к ним как к бессмысленной и неприятной нагрузке. Вполне возможно,
что в наше время таких учеников стало больше. Есть опасность, что благодаря
«Отцам и детям» они ещё сильнее утвердятся в своём мнении. Поэтому, на наш
взгляд, особенно важно обратить внимание учеников на возражения Базарову,
которые И.С.Тургенев поместил в своём романе.
Поскольку
Базаров материалист, то и возражать ему можно только с материалистических
позиций. Для примитивного материалиста Базарова единственным убедительным аргументом
в любом споре был опыт. Но надо быть объективным – опыт в качестве аргумента он
признавал. Можно сравнить примитивно-нигилистические рассуждения Базарова о
любви в начале романа и его размышления после отъезда от Одинцовой.
Итак, на
основании собственного опыта Базаров понял, что любовь не романтическая сказка,
а реально существующее явление. Но не успел понять многое другое из того, над
чем он смеялся. Действительно, непонятное нам часто кажется смешным. Поэтому
Базарову казались смешными не только любовь, но и виолончель, на которой играл
отец Аркадия, и даже Пушкин, которого он читал.
Возможно, это и
погубило Базарова. Он тяжело переживал своё расставание с Одинцовой. Хорошая
книга, хорошая музыка могли бы ему помочь. Но Базаров этого не понимал. А ведь
если бы он с помощью искусства как-то успокоил свои эмоции, то, возможно, не
нарушил бы нормы “техники безопасности” при вскрытии и остался жив. Испытать на
собственном опыте благотворящую силу искусства он не успел.
Недавно в одном
специальном журнале на основании социологических исследований утверждалось, что
культурные люди реже становятся жертвами несчастных случаев («Медицина труда и
промышленная экология». 1999. №10). Это наблюдение может показаться
парадоксальным, и, наверное, поэтому на него обратили внимание в другом
научно-популярном журнале –«Химия и жизнь» (2000, №2). В романе «Отцы и дети»
можно найти одно из возможных объяснений этому явлению. И на это, наверное,
следует обратить внимание юных последователей Базарова.
Уместно будет
также вспомнить нелепое поведение Базарова в доме родителей, принёсшее много
огорчений близким ему людям. Его душевное состояние в то время легко объяснимо.
И вполне возможно, что хорошая музыка, хорошие стихи, тот же А.С.Пушкин могли
бы уменьшить его раздражение и тем самым облегчить жизнь ему и его близким.
Возможен упрёк
в примитивно-утилитарном подходе к художественной литературе и даже к
литературной классике. Вероятно, что для такого упрёка есть основания. Но здесь
предлагается лишь естественный путь от примитивного к более тонкому. Если
по-базаровски настроенный школьник поймёт, что А.С.Пушкин может способствовать
его успехам в самом примитивном смысле этого слова, то он будет относиться к
урокам литературы без внутреннего сопротивления.
И тогда всё
пойдёт естественным путём – рано или поздно он почувствует, что “есть сила
благодатная в созвучье слов живых”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/