Принцип
гражданственности в поэзии Н. А. Некрасова
Лирика Н. А.
Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли,
чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя
демократических кругов.
Лирические
стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали
в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия
внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика
Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во
многом определяла ее дальнейшее развитие.
Ключевым
произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни,
является его стихотворение “Поэт и гражданин”. В нем Некрасов говорит о
гражданском долге поэта- служить своему народу, порабощенному и измученному,
привлекать внимание “ликующей толпы” к его трагической судьбе:
...Пора
вставать! Ты знаешь сам,
Какое время
наступило;
В ком чувство
долга не остыло,
Кто сердцем
неподкупно прям,
В ком
дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не
должно спать...
Некрасов в
своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого
горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и
считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит
жертвовать жизнью:
Иди в огонь за
честь Отчизны,
За убежденье,
за любовь...
Иди и гибни
безупречно,
Умрешь не
даром: дело прочно,
Когда под ним
струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с
жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность,
уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином,
“высоком” назначении поэзии:
...С твоим
талантом стыдно спать;
Еще стыдней в
годину горя
Красу долин,
небес и моря
И ласку милой
воспевать...
Любовь поэта к
народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть
были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо
пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и
страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью
народа.
Сатирическим
пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений - “Размышление у
парадного подъезда”. Владельцу роскошных палат, считавшему “жизнью завидной
волокитство, обжорство, игру”, поэт противопоставляет бедных, измученных
крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:
И пошли они,
солнцем палимы,
Повторяя: “Суди
его Бог!”,
Разводя
безнадежно руками,
И, покуда я
видеть их мог,
С непокрытыми
шли головами...
Именно эту
покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым
желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение
завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта
слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и
обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:
Ты проснешься
ль, исполненный сил?
Гражданская
позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и
негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы.
Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе
страдающей крестьянки:
Ни звука из ее
груди,
Лишь бич
свистал, играя.
И музе я
сказал: “Гляди!
Сестра твоя
родная!”
Муза Некрасова
— это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в
своих страданиях, призывающая к отмщению.
Лирический
герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ,
переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его
несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего
народ к борьбе за свободу.
Несомненно, что
поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения
пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в
1861 году.
Своей Музе,
своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.
В стихотворении
“Элегия”, написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:
Пускай нам
говорит изменчивая мода,
Что тема старая
- “страдания народа”
И что поэзия
забыть ее должна, —
Не верьте,
юноши! не стареет она.
Некрасов видел,
что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически
не изменилось, а значит и его “бой” за счастье народа не мог быть прекращен.
Своему предназначению поэт остался верен до конца.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/