Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие лирики Б. Пастернака

Своеобразие
лирики Б. Пастернака

Поэтический мир
Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве
звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с
новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности
поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна
любовь Бориса Пастернака к музыке — ему даже прочили композиторское будущее, но
смыслом его жизни стала поэзия.

Первые
публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит
первый сборник поэта “Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу
поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов.
К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд
стихотворений основательно переработал.

Надо сказать,
что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе,
требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи,
работай,

Не прерывай
труда,

Не спи, борись
с дремотой,

Как летчик, как
звезда.

Не спи, не спи,
художник,

Не предавайся
сну.

Ты — времени
заложник

У вечности в
плену.

Уже в первые
годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые
полностью раскрылись в последующем: поэтизация “прозы жиз- ни”, внешне неярких
фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль.
Достать чернил и плакать!

Писать о
феврале навзрыд,

Пока грохочущая
слякоть

Весною черною
горит.

Борис Пастернак
вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном
обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться
непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно
знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с
большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые”
поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие
слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов,
ученых, литературных персонажей.

Своеобразие
стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает
привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и
поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда
ни одна нога

Не ступала,
лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в
бесноватой округе,

Где и то, как
убитые, спят снега

(“Метель”)

Но какую
экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении
“Метель” речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей
безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но
само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения,
который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и
ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно
свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он
его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки
разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:

Зверской боли
крепнут схватки,

Крепнет ветер,
озверев,

И летят грачей
девятки,

Черные девятки
треф.

Образный ряд
этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт
использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в
том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем
самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В
сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький
писал по этому поводу Пастернаку: “Много изумляющего, но часто затрудняешься
понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще:
“Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и
отражается в нем именно как хаос, дисгармонично”. В ответ Пастернак писал: “Я
всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”. В зрелой
лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной
мысли:

Во всем мне
хочется дойти

До самой сути.

В работе, в
поисках пути,

В сердечной
смуте.

До сущности
протекших дней

До их причины,

До основанья,
до корней,

До сердцевины.

Произошедшая с
поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до
самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества,
природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи
служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к
примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:

Вокзал,
несгораемый ящик

Разлук моих,
встреч и разлук,

Испытанный друг
и указчик,

Начать — не
исчислить заслуг.

Бывало, вся
жизнь моя — в шарфе,

Лишь подан к
посадке состав,

И пышут
намордники гарпий,

Парами глаза
нам застлав.

Бывало, лишь
рядом усядусь —

И крышка.
Приник и отник.

Прощай же,
пора, моя радость!

Я спрыгну
сейчас, проводник.

Живописная и
звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы
— таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и
талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его
творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания романа
“Доктор Живаго”). В те дни Пастернак напишет:

Я пропал, как
зверь в загоне.

Где-то люди,
воля, свет,

А за мною шум
погони,

Мне наружу ходу
нет.

Что же сделал я
за пакость,

Я убийца и
злодей?

Я весь мир
заставил плакать

Над красой
земли моей.

Признанием
большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в
1958 году Нобелевская премия “За выдающиеся заслуги в современной лирической
поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака
вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту
посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса
Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Токсины в пищевых продуктах: методы идентификации
Реферат Нюрнберг в изображении немецких романтиков (о характере средневековой городской ауры в новелле Э.Т.А. Гофмана
Реферат Творческий процесс: методика креативности из пяти шагов
Реферат Основные принципы создания группировок войск для сражения, принятия решения командованием и организации управления
Реферат Водоснабжение (зданий)
Реферат Kastus Kalinovsky the Fighter for Independence of Belarus
Реферат Алиментные обязательства родителей
Реферат Государственное управление как объект административно-правового регулирования
Реферат Система счетов бухгалтерского учета
Реферат Культурна тематика на шпальтах газети Міг
Реферат Организация технологического процесса склада. Экономическая эффективность механизации
Реферат Распространение консерватизма в сфере народного образования в ФРГ
Реферат Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ-2112
Реферат 1. Физическое мироздание. Понятие научной картины мира
Реферат Концепция «Потопа» как новая парадигма географической науки