Своеобразие
лирики Б. Пастернака
Поэтический мир
Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве
звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с
новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности
поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна
любовь Бориса Пастернака к музыке — ему даже прочили композиторское будущее, но
смыслом его жизни стала поэзия.
Первые
публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит
первый сборник поэта “Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу
поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов.
К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд
стихотворений основательно переработал.
Надо сказать,
что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе,
требующей полной самоотдачи:
Не спи, не спи,
работай,
Не прерывай
труда,
Не спи, борись
с дремотой,
Как летчик, как
звезда.
Не спи, не спи,
художник,
Не предавайся
сну.
Ты — времени
заложник
У вечности в
плену.
Уже в первые
годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые
полностью раскрылись в последующем: поэтизация “прозы жиз- ни”, внешне неярких
фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:
Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать о
феврале навзрыд,
Пока грохочущая
слякоть
Весною черною
горит.
Борис Пастернак
вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном
обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться
непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно
знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с
большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые”
поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие
слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов,
ученых, литературных персонажей.
Своеобразие
стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает
привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и
поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:
В посаде, куда
ни одна нога
Не ступала,
лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в
бесноватой округе,
Где и то, как
убитые, спят снега
(“Метель”)
Но какую
экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении
“Метель” речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей
безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но
само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения,
который придает ему своеобразный синтаксис.
Оригинальны и
ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно
свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он
его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки
разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:
Зверской боли
крепнут схватки,
Крепнет ветер,
озверев,
И летят грачей
девятки,
Черные девятки
треф.
Образный ряд
этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт
использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в
том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем
самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В
сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака.
М. Горький
писал по этому поводу Пастернаку: “Много изумляющего, но часто затрудняешься
понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще:
“Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и
отражается в нем именно как хаос, дисгармонично”. В ответ Пастернак писал: “Я
всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”. В зрелой
лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной
мысли:
Во всем мне
хочется дойти
До самой сути.
В работе, в
поисках пути,
В сердечной
смуте.
До сущности
протекших дней
До их причины,
До основанья,
до корней,
До сердцевины.
Произошедшая с
поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до
самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества,
природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи
служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к
примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:
Вокзал,
несгораемый ящик
Разлук моих,
встреч и разлук,
Испытанный друг
и указчик,
Начать — не
исчислить заслуг.
Бывало, вся
жизнь моя — в шарфе,
Лишь подан к
посадке состав,
И пышут
намордники гарпий,
Парами глаза
нам застлав.
Бывало, лишь
рядом усядусь —
И крышка.
Приник и отник.
Прощай же,
пора, моя радость!
Я спрыгну
сейчас, проводник.
Живописная и
звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы
— таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и
талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его
творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания романа
“Доктор Живаго”). В те дни Пастернак напишет:
Я пропал, как
зверь в загоне.
Где-то люди,
воля, свет,
А за мною шум
погони,
Мне наружу ходу
нет.
Что же сделал я
за пакость,
Я убийца и
злодей?
Я весь мир
заставил плакать
Над красой
земли моей.
Признанием
большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в
1958 году Нобелевская премия “За выдающиеся заслуги в современной лирической
поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака
вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту
посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса
Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/