Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие лирики Б. Пастернака

Своеобразие
лирики Б. Пастернака

Поэтический мир
Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве
звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с
новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности
поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна
любовь Бориса Пастернака к музыке — ему даже прочили композиторское будущее, но
смыслом его жизни стала поэзия.

Первые
публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит
первый сборник поэта “Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу
поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов.
К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд
стихотворений основательно переработал.

Надо сказать,
что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе,
требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи,
работай,

Не прерывай
труда,

Не спи, борись
с дремотой,

Как летчик, как
звезда.

Не спи, не спи,
художник,

Не предавайся
сну.

Ты — времени
заложник

У вечности в
плену.

Уже в первые
годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые
полностью раскрылись в последующем: поэтизация “прозы жиз- ни”, внешне неярких
фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль.
Достать чернил и плакать!

Писать о
феврале навзрыд,

Пока грохочущая
слякоть

Весною черною
горит.

Борис Пастернак
вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном
обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться
непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно
знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с
большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые”
поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие
слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов,
ученых, литературных персонажей.

Своеобразие
стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает
привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и
поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда
ни одна нога

Не ступала,
лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в
бесноватой округе,

Где и то, как
убитые, спят снега

(“Метель”)

Но какую
экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении
“Метель” речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей
безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но
само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения,
который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и
ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно
свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он
его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки
разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:

Зверской боли
крепнут схватки,

Крепнет ветер,
озверев,

И летят грачей
девятки,

Черные девятки
треф.

Образный ряд
этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт
использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в
том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем
самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В
сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький
писал по этому поводу Пастернаку: “Много изумляющего, но часто затрудняешься
понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще:
“Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и
отражается в нем именно как хаос, дисгармонично”. В ответ Пастернак писал: “Я
всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”. В зрелой
лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной
мысли:

Во всем мне
хочется дойти

До самой сути.

В работе, в
поисках пути,

В сердечной
смуте.

До сущности
протекших дней

До их причины,

До основанья,
до корней,

До сердцевины.

Произошедшая с
поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до
самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества,
природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи
служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к
примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:

Вокзал,
несгораемый ящик

Разлук моих,
встреч и разлук,

Испытанный друг
и указчик,

Начать — не
исчислить заслуг.

Бывало, вся
жизнь моя — в шарфе,

Лишь подан к
посадке состав,

И пышут
намордники гарпий,

Парами глаза
нам застлав.

Бывало, лишь
рядом усядусь —

И крышка.
Приник и отник.

Прощай же,
пора, моя радость!

Я спрыгну
сейчас, проводник.

Живописная и
звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы
— таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и
талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его
творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания романа
“Доктор Живаго”). В те дни Пастернак напишет:

Я пропал, как
зверь в загоне.

Где-то люди,
воля, свет,

А за мною шум
погони,

Мне наружу ходу
нет.

Что же сделал я
за пакость,

Я убийца и
злодей?

Я весь мир
заставил плакать

Над красой
земли моей.

Признанием
большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в
1958 году Нобелевская премия “За выдающиеся заслуги в современной лирической
поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака
вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту
посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса
Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хлотарь II
Реферат Поляризационная структура излученного сигнала принятого сигнала Когерентное объединение накопление
Реферат Doll House Essay Research Paper Social Criticism
Реферат Компоненти та функції сучасних транспортно-навігаційних глобальних інформаційних систем ГІС. Супутникові радіонавігаційні системи СРНС для менеджменту
Реферат Грецьке торговельне судноплавство в останній чверті XVIII - на початку XIX століть
Реферат Принципы современного менеджмента на примере корпорации "SHARP"
Реферат История Островов Кука
Реферат История Чада
Реферат Bruce Lee Essay Research Paper Christian Estrada
Реферат Рональд Коуз: "Фирма, рынок и право"
Реферат Принципы внедрения экологического менеджмента на предприятиях легкой промышленности
Реферат Констанция Арагонская
Реферат Muslim Girls Essay Research Paper The central
Реферат Выбор технологии прокатки рельсов
Реферат Факторы, определяющие значимость клиента для коммерческого банка