«Проза
любви» в лирике Н. А. Некрасова
Нисколько не
умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую
лирику “рыдающие звуки” и заставили содрогнуться при виде страданий народных,
нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует' тонкие движения
человеческой души, изображает “жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки
внутреннего мира людей.
О “страницах
любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской
лирике.
Объектом
внимания поэта становится “проза в любви” с ее постоянными размолвками, ссорами
и взаимными упреками. И здесь художник остается верным правде жизни.
В стихотворении
“Мы с тобой бестолковые люди...” Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало
даже в самых горьких сюбытиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты
знаешь, что за ней последует “возвращенье любви и участья”.
Мастерство
поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера:
лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность
незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница,
способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из
сложных обстоятельств (“Ты всегда хороша несравненно...”).
Для того чтобы
представить себе лирического героя, откроем стихотворение “Застенчивость”. В
нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает
чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен,
тонок, но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее.
Важным является
то, что герой сам пытается понять, каковы асе причины его “бесталанной долюшки
слезной”, его “сознанья бессилья обидного”, и находит ответ: “Придавила меня
бедность грозная”. Н. Некрасов психологически точно передает переживания
человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней
чувствующего на ногах “гири железные”.
Окружающая
действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но
и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил
меня недуг...” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда —
счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была
самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в
ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни.
Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:
Истерзана,
озлоблена борьбой...
Страдалица!
Стоишь передо мной...
В любви, по Н.
Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение
“Да, наша жизнь текла мятежно...” Оно увлекает и силой выраженного в нем
чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого
чувства.
Самые первые
строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность,
динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: “Да, наша жизнь
текла мятежно, полна тревог, полна утрат”.
Любящие
расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание
новой встречи:
Но с той поры,
как все кругом меня пустынно,
Отдаться не
могу с любовью ничему,
И жизнь скучна,
и время длинно,
И холоден я к
делу своему.
Постепенно в
воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что
нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.
Главенствующая
роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово “вера” или
производные от него повторяются в тексте так часто:
Как ты хотела
верить мне,
И как и верила,
и колебалась снова,
И как поверила
вполне!
Динамику
чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам
открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь,
творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.
Н. Некрасов
показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в
одном произведении. Так происходит в стихотворении “Давно отвергнутый
тобой...”. Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к
самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота
жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило
привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира.
Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.
В изумительной
лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря
анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от
хода жизни:
Прости! Не
помни дней паденья,
Тоски, унынья,
озлобленъя, —
Не помни бурь,
не помни слез,
Не помни
ревности угроз!
Герой наделен
благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы
общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской
мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как
возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть
внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой
возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства.
Поэтому последние строки звучат как завещание:
Но дни, когда
любви светило
Над нами
ласково всходило
И бодро мы
свершали путь, —
Благослови и не
забудь!
“Любви светило”
наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”, согревало душу,
сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта
метафора делает слова поэта особенно проникновенными.
Таким образом,
прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что
Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных
тайн сердца.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/