Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама

Тема
творчества в лирике О. Э. Мандельштама

О. Э.
Мандельштам — не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия
“серебряного века”, а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность
утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался,
был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось
противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта. Но и
сейчас многие люди больше знакомы с дневниками жены Мандельштама, чем с его
лирикой.

Мандельштам
принадлежал к поэтам-акмеистам (от греческого “акмэ” — “вершина”), для него эта
принадлежность была “тоской по мировой гармонии”. В понимании поэта основание
акмеизма — осмысленное слово. Отсюда и пафос зодчества, столь характерный для
первого сборника Мандельштама “Камень”. Для поэта каждое слово — это камень,
который он закладывает в здание своей поэзии. Занимаясь поэтическим зодчеством,
Мандельштам впитывал культуру различных авторов. В одном из стихотворений он
прямо назвал два своих источника:

В
непринужденности творящего обмена

Суровость
Тютчева — с ребячеством Верлена.

Скажите — кто
бы мог искусно сочетать,

Соединению
придав свою печать?

 Вопрос этот оказывается риторическим, потому
что никто лучше самого Мандельштама не совмещает серьезность и глубину тем с
легкостью и непосредственностью их подачи. Еще одна параллель с Тютчевым:
обостренное чувство заемности, выученности слов. Все слова, с помощью которых
строится стихотворение, уже были сказаны раньше, другими поэтами. Но для
Мандельштама это даже в некотором роде выгодно: помня об источнике каждого
слова, он может пробуждать у читателя ассоциации, связанные с этим источником,
как, например, в стихотворении “Отчего душа так певуча” Аквилон вызывает в
памяти одноименное стихотворение Пушкина. Но все-таки ограниченный набор слов,
узкий круг образов должны рано или поздно завести в тупик, ибо они начинают
перетасовываться и все чаще повторяться.

Возможно, что
неширокий диапазон образов помогает Мандельштаму рано найти ответ на волнующий
его вопрос: конфликт между вечностью и человеком. Человек преодолевает свою
смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в
первых стихотворениях (“На бледно-голубой эмали”, “Дано мне тело...”). Человек
— мгновенное существо “в темнице мира”, но его дыхание ложится “на стекла
вечности” и вычеркнуть запечатлевшийся узор уже никакими силами невозможно.
Истолкование очень простое: творчество делает нас бессмертными. Эту аксиому как
нельзя лучше подтвердила судьба самого Мандельштама. Его имя пытались вытравить
из русской литературы и из истории, но это оказалось абсолютно невозможным.

Итак, свое
призвание Мандельштам видит в творчестве, и эти размышления периодически переплетаются
с неизбывной архитектурной темой:“... из тяжести недоброй и я когда-нибудь
прекрасное создам”. Это из стихотворения, посвященного собору Парижской
Богоматери. Вера в то, что он может создавать прекрасное и сумеет оставить свой
след в литературе, не покидает поэта.

Поэзия в
понимании Мандельштама призвана возрождать культуру (извечная “тоска по мировой
культуре”). В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом,
который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в
искусстве неизбежно приводит к классицизму — поэзии вечного.

С возрастом у
Мандельштама происходит переоценка назначения слова. Если раньше оно было для
него камнем, то теперь — плотью и душой одновременно, почти живым существом,
обладающим внутренней свободой. Слово не должно быть связано с предметом,
который обозначает, оно выбирает “для жилья” ту или иную предметную область.
Постепенно Мандельштам приходит к идее органического слова и его певца —
“Верлена культуры”. Как видим, опять появляется Верлен, один из ориентиров
молодости поэта.

Через всю
позднюю лирику Мандельштама проходит культ творческого порыва. Он, в конце
концов, оформляется даже в некое “учение”, связанное с именем Данте, с его
поэтикой. Кстати, если говорить о творческих порывах, то надо заметить, что
Мандельштам никогда не замыкался на теме поэтического вдохновения, он с равным
уважением относился и к другим видам творчества. Достаточно вспомнить его
многочисленные посвящения различным композиторам, музыкантам (Бах, Бетховен,
Паганини), обращения к художникам (Рембрандт, Рафаэль). Будь то музыка, картины
или стихи — все в равной степени является плодом творчества, неотъемлемой
частью культуры.

Психология
творчества по Мандельштаму: стихотворение живет еще до его воплощения на
бумаге, живет своим внутренним образом, который слышит слух поэта. Остается
только записать. Напрашивается вывод: не писать нельзя, ведь стихотворение уже
живет. Мандельштам писал и за свои творения подвергался гонениям, пережил
аресты, ссылки, лагеря: Он разделил судьбу многих своих соотечественников. В
лагере закончился его земной путь; началось посмертное существование — жизнь
его стихов, то есть то бессмертие, в котором поэт и видел высший смысл
творчества.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Seminars In Modern Art Essay Research Paper
Реферат Серьезное влияние денежных вливаний: практические аспекты МСФО 28 "Инвестиции в ассоциированные организации"
Реферат Кредитование клиентов и рост продаж
Реферат Как управлять инвестициями
Реферат Источники и характер сексуальной информации
Реферат Анализ денежных средств предприятия
Реферат События после отчетной даты: на что обратить внимание
Реферат Психолого-педагогическая коррекция нарушений грамматического строя речи
Реферат Факторы и методы учета риска в экономических расчетах
Реферат Материальные затраты: новый учет – новые проблемы
Реферат Стабилизационные фонды как особая категория участников рынка ценных бумаг
Реферат Нестаціонарні зірки Фізичні процеси які забезпечують нестаціонарність
Реферат Налоговый учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам
Реферат Ветеринарно-санитарные требования к транспортировке животных
Реферат Методика расчета лизинговых платежей