Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Пейзаж в лирике Б. Пастернака

Пейзаж в
лирике Б. Пастернака

В стихи б я
внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку,
сенокос,

Грозы раскаты.

Б. Пастернак

Пейзаж —
неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно
отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”,
впоследствии склонился перед ней “стихотворно”. Русская поэзия трех веков не
мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в
различных целях, каждый из них вкладывал свое, особое содержание в эту тему.
Новой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пастернака.

Нельзя сказать,
что большая часть стихов Б. Пастернака по жанру своему — пейзажные. В его
лирике практически нет чисто “пейзажных” произведений. Однако многие из
названий его стихотворений как будто отсылают нас к этому виду поэзии: “Осень”,
“Август”, “Зимняя ночь”, “В лесу”, “Июльская гроза”. Для понимания подобного
рода несоответствия нужно хорошо знать, чем была природа для Пастернака.

Основные темы
поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах
раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского
подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем
от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика
жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:

И сады, и
пруды, и ограды,

И кипящее
белыми воплями

Мирозданье —
лишь страсти разряды,

Человеческим
сердцем накопленной.

Тем самым
утверждается полное единство, подобие всех форм жизни. В их ряду и имеет место
быть природа.

Отсюда вытекает
и место и назначение пейзажа в лирике Пастернака. У него все не так, как у
мастера стихотворного пейзажа Тютчева. Последнему приходилось доказывать, что
“не то, что мните вы, природа... в ней есть душа...”. Тютчев одухотворяет
природу — человеческим духом, он делает ее параллелью к человеческим страстям:

О чем ты воешь,
ветр ночной?

О чем так
сетуешь безумно?..

Что значит
странный голос твой,

То глухо
жалобный, то шумно?

Тютчев остро
чувствует противоборство, таящееся в природе. Кроме того, именно он расширил
границы природного до масштабов космического, и это, пожалуй, единственное
совпадение (хотя и не случайное) восприятия природы у него и у Пастернака. Для
Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для
всего законам любви — настолько бесспорна, что дается в его творчестве как
нечто само собой разумеющееся. И не разрешимых коллизий, противостояний у него
также нет.

Природа — один
из многих обликов жизни, почти, пожалуй, равный ей, но все же не полностью
тождественный. Поэтому пейзаж в поэзии Пастернака так тщательно и с любовью
“перемешан” с обиходом. Он одомашнен, приручен:

Гроза в
воротах.На дворе!

Преображаясь и
дурея,

Во тьме, в
раскатах, в серебре,

Она бежит по
галерее.

У Пастернака
нет резкого противопоставления природы и города, как, скажем, в лирике Есенина;
тем более нет у него и того неприятия мира природного, которое свойственно
поэзии Маяковского.

Природа
выступает у автора как мощное восстанавливающее силы души начало. Необыкновенно
точно и полно говорят об этом следующие строки:

На свете нет
тоски такой,

Которой снег бы
не излечивал.

Возникает
ощущение, что у Пастернака в стихах все — о природе. Почти в каждом
стихотворении явлена она нам — наряду с прочим. Читая лирику автора,
поражаешься его специфическому видению мира, которое проявляется в его образах,
сравнениях, метафорах. Он пишет:

Как бронзовой
золой жаровенъ,

Жуками сыплет
сонный сад.

Предмет мира
природного сравнивается с предметом обихода. Еще один пример подобного рода —
сравнение шелка со льдом:

И рыхлый,

Как лед, трещал
и таял кресел шелк.

Такие образы в
поэзии Пастернака делают затруднительным ответ на вопрос, насколько то или иное
стихотворение можно считать “пейзажным”.

Иногда поэт
совершенно выбивается из привычного нам восприятия и описания пейзажа.
Стихотворение “Ветер” написано как будто в совершенно привычной нам по
творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Однако он
раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к
деревьям. Сравнение с деревом вновь проявляется в стихотворении “Сосны”:

И вот,
бессмертные на время,

Мы к лику сосен
причтены...

Марина Цветаева
некогда сравнила Пастернака с деревом, добавив, что чтобы ни писал поэт — это
всегда природа, “возвращение вещей в ее лоно”.

Носителем
природного начала в лирике Пастернака выступает женщина. Ее красота,
естественность, таящаяся в ней способность давать жизнь другим делают женщину
ближе к природе. В стихотворении “Любить иных — тяжелый крест” героиня — из
числа таких же “основ” жизни, что и весна:

И прелести
твоей секрет

Разгадке жизни
равносилен.

Обычно в поэзии
других поэтов пейзажные описания сопровождаются, хотя бы в некоторых стихах,
вопросами о развитии природы, о ее начале и конце, о месте человека в ней.
Пастернак же пишет:

Не надо
толковать,

Зачем так
церемонно

Мареной и
лимоном

Обрызнута
листва.

Чувство
благоговейного восхищения перед жизнью во всех ее формах не покидало Пастернака
всю его жизнь. Природа, ее поэтическое восприятие и отражение в лирике, то есть
то, что мы понимаем под словом “пейзаж”, составляют один из основных мотивов
его творчества. Внимание поэта — пристальное, не упускающее ни малейших
подробностей, деталей — практически в каждом его стихотворении обращено к
прекрасному миру природы: лето и осень, снег и дождь, леса и луга, горы и моря,
деревья и травы воспеты им с интонацией радостного восторга. Пастернак не
выбирает и не разделяет природу на привычную глазу и экзотическую, на живую и
неживую. Она вся в равной степени существует для него. Она входит в его поэзию
наравне со всеми другими родами жизни и наравне с самим поэтом. Она исцеляет,
она же становится неиссякаемым истоком, причиной поэзии: у Пастернака февраль —
повод для того, чтобы “достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд”. Она
является основой и целью бытия:

Я понял жизни
цель и чту

Ту цель, как
цель, и эта цель —

Признать, что
мне невмоготу

Мириться с тем,
что есть апрель.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат History Of Airplanes Essay Research Paper THE
Реферат Baseball And American Popular Culture Essay Research
Реферат Presence Of A God Essay Research Paper
Реферат Dorm Life Essay Research Paper Dorm Life
Реферат Popular Culture In The 19C Essay Research
Реферат Advertising And The Media Essay Research Paper
Реферат Вогник далеко в степу
Реферат Администрация томской области постановление от 14 мая 2008 г. N 94а об утверждении порядка формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений, участвующих во внедрении комплексного проекта модернизации образо
Реферат Talk Show Tension Essay Research Paper Talk
Реферат Women In The Criminal Justice System Essay
Реферат God Essay Research Paper God
Реферат Understanding Buddhist Wisdom Essay Research Paper Understanding
Реферат Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.
Реферат Экономика и организация работ по селективным методам изоляции пластовых вод в условиях ЛУПНП и КРС
Реферат Алиса А. Бейли от вифлеема до голгофы