Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Смысл названия повести Куприна «Поединок»

Смысл
названия повести Куприна «Поединок»

Повесть
“Поединок”, созданная Куприным в период русско-японской войны и в атмосфере
подъема русского революционного движения, вызвала огромный общественный
резонанс, поскольку именно в этом сравнительно небольшом по объему произведении
писатель сумел разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни
неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда считалась
передовой частью самодержавного российского государства.

Таким образом,
своим “Поединком” Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским
нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в
Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.

Но проблематика
произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести. В “Поединке”
автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей
в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности
и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от
духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния
на формирование личности.

В центре
повествования — судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в
фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в
условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на
себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины
трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции,
оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной
духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно,
нет.

Личная трагедия
в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной
жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие
будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны
эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с
солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка
Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор
показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни.

Вспомним, как в
самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за
“непонимание войсковой дисциплины”. Герой чувствует себя униженным, и его
юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он
заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает
Шульго-вич, которого он учит, как надо вести маневры. Потом ему представляется
война, и Ромашов показывает, каким следует быть храброму офицеру. Но это все
лишь мечты, а действительность — это грязный, заброшенный городок, скука,
ограниченные и тупые офицеры, нищая и однообразная жизнь, где лишь вокзал —
одно из мест, куда можно пойти отвлечься от серых будней.

Пошлость,
грубость и пьянство среди офицеров, насилие и жестокость по отношению к
солдатам — все это губит положительное в героях “Поединка”. Именно беспробудные
попойки от скуки и мрачной службы толкают Ромашова туда, куда он не должен был
бы ходить, то есть к женщине, которая и станет непосредственной виновницей его
гибели.

Ромашов
погибает, на грани гибели Назанский и другие подобные им офицеры, которые не
могут вырваться из круговорота полковых будней. Все они страдают от
собственного бессилия, так как, несмотря на высокие личностные и патриотические
идеалы, ничего не в силах изменить. Вспомним хотя бы слова Назанского, в
которых звучит вера в положительность человека и в женскую красоту, любовь и
преданность: “Никогда не надо делать человека даже в мыслях участником зла, а
тем более грязи. Я думаю о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых
слезах и прелестных улыбках, о целомудренных матерях, о женщинах, идущих ради
любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой”.

Назанскому
автор дал будто бы все: ум, силу, красоту, горячее стремление к правде.
Казалось бы, ему и быть страстным борцом за человеческое счастье, но, как и
Ромашов, он плывет по течению, в итоге — замыкается в себе и теряет всякое
стремление противостоять действительности. Так и не находят герои счастья и
смысла в жизни. Офицеры пытаются вырваться из мещанской трясины, но чаще всего
эти порывы заканчиваются трагически (капитан Слива и Назанский спиваются,
Ромашов гибнет).

Название
повести весьма символично, о реальном поединке читатель узнает только из
эпилога, в котором приводится отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем
Шурочки Николаевым, откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За
что погибает герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок — попытка
активного протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть
героя — это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью и уйти из
нее, оставаясь верным своему идеалу.

Поединок
мыслится автором гораздо шире: это поединок любви настоящей, искренней и
пошлой, сниженной до плотского удовлетворения. Поединок — это борьба низких,
ложных, тщеславных устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными
порывами человеческой души.

Но основной
поединок в повести — поединок самого писателя с суровой действительностью, с
неприемлемыми условиями реальной жизни, которые давят на человека, мешают ему
быть свободным, независимым от обстоятельств, сохранять прежде всего свою
духовную свободу.

В повести
выражается попытка человека активно противостоять, не поддаваться негативному
общественному влиянию и устройству жизни в целом, сохранить верность самому
себе, преданность своим идеалам, остаться гуманным, честным и духовно
возвышенным человеком.

Но дело в том,
что главная мысль Куприна — изобразить трагедию и духовно бессильных
интеллигентов, не пожелавших мириться с пошлостью и тупостью армейской среды,
не нашедших в себе сил для общественной борьбы. Их борьба — неудачная попытка
преодолеть собственное бессилие, осознание собственной слабости и невозможности
что-либо предпринять.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Институт Гете
Реферат Поняття виховання як суспільного явища
Реферат Організаційно-методологічні основи розвитку екологічного обліку та екоконтролінгу на сільськогосподарських підприємствах
Реферат Робота в ОС Ms-Dos Загрузка основні файли внитрішні та зовнішні команди ос Ms-Dos
Реферат Планирование подготовки к экзамену
Реферат Єднуються в асоціацію 22 травня, 2011 Ніна головченко, для «Трибуни України»
Реферат Стихотворение В.В. Маяковского Послушайте. Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Changes In Education Essay Research Paper There
Реферат Применение методик лабораторно–практических занятий
Реферат Борьба и ликвидация беспризорности в 20-30-е годы ХХ века
Реферат Матарам
Реферат Бронислав Малиновский Функциональный анализ
Реферат Воронежская ласточка
Реферат А. М. Добровольскому Исх. № дата
Реферат Антропологические идеи А. Маслоу, Д. Дьюи и С. Холла