Роль идеи в
судьбе героев И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского
Русскую
литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных
общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины,
проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это
“герои мировоззрения”, люди, ищущие смысл бытия, исповедующие какую-то идею. В
центре внимания русских писателей оказывается человек с пытливым умом и беспокойным
сердцем. Он создает теории, стремясь объяснить жизнь, но чаще всего становится
заложником и жертвой своей идеи, страдая от невозможности ее реализовать или
постепенно убеждаясь в ее несостоятельности.
Именно такой
тип героя представлен в романах И. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. Достоевского
“Преступление и наказание”. И тот и другой умели не только угадать насущные
идеи своего времени, но и предсказать их последствия. И. Тургенев в образе
Базарова воплотил нового человека, героя времени, нигилиста. Базаров уверенно
ниспровергает авторитеты и исповедует только пользу и опыт. Он принадлежит
эпохе бурного развития естественных наук и собирается именно им посвятить свою
жизнь. Базаров не сомневается, что природа — это “мастерская, а человек в ней
работник”, что любовь — это блажь и чепуха, что поэзия и искусство могут
интересовать только “отставных” людей. До тех пор, пока герой не сталкивается с
подлинными, глубокими человеческими чувствами, ему легко оставаться
непоколебимым и убежденным. Однако писатель готовит для идей героя серьезные
испытания. Приезжая в Марьино уже в первый раз, Базаров лично сталкивается с
“отцами”, не только с их теориями и взглядами, но и с массой жизненных деталей
и ситуаций. Базаров попадает к “феодалам”, но они-то живые люди и он вынужден
считаться с ними, хотя внешне и выходит победителем во всех спорах. Самым же
сильным потрясением для Базарова становится любовь к Одинцовой. Это сильно
поколебало его взгляды и логические установки. Базаров обнаруживает романтика в
себе самом, хотя и старается “не рассиропиться”. Совсем по-другому теперь ведет
он себя в Марьино, по-другому оценивает жизнь и людей. Положение героя
становится мучительным. Преодолеть любовь не помогает и попытка окунуться в
знакомую и любимую работу. Медицина, в которую Базаров верил безоговорочно, как
это ни парадоксально, становится причиной смертельного заражения. Свой земной
путь герой заканчивает в родном гнезде, происходит возвращение блудного сына,
сумевшего мужественно признать ошибочность своих идей и достойно встретить
смерть. Базаров прошел через страдания, претерпел драму от несовпадения
убеждений и многообразия самой жизни. Он стойко перенес все испытания, но
неразрешимым для него остался вопрос: “Нужен ли я России?” Не менее трагична
судьба Р. Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского “Преступление и
наказание”. Писателя особенно волновали появившиеся в шестидесятых годах XIX
века теории “сверхчеловека”, который имеет право на преступление. Автором и
защитником подобной идеи становится Раскольников. Бедность, унижение,
уязвленное самолюбие, наблюдение над жизнью окружающих людей, раскрывающее
картину насилия и несправедливости одних, нищеты и страдания других, — все это
вызывает у героя углубленную работу мысли. Раскольников считает подлостью
смирение с такой жизнью. На жестокость мира он отвечает своей теорией.
Раскольников делит мир на “владык” и “тварей дрожащих”. Для первых не действуют
закон и мораль большинства. “Необыкновенные” люди имеют право на “кровь по
совести”. Преступление Раскольникова — это эксперимент над собой с целью
проверить, к какой касте принадлежит он сам. Правда, герой придумывает для себя
спасительный обман, уравновешивая бесчеловечность своего поступка мыслью о
спасении тысяч несчастных. Однако эта идея терпит поражение уже в момент
осуществления: Раскольников убивает Лизавету, одну из тех, ради кого и шел на
преступление. Совершив убийство, герой испытывает ужас, потрясение, отчуждение
от близких и отвращение к себе. Но, разуверившись в себе, он продолжает верить
в свою “идею” даже после саморазоблачения. Только на каторге, когда
Раскольников вспоминает свой сон о трихинах, делающих людей бесноватыми и
заставляющих уничтожать друг друга, герой понимает, какие чудовищные
последствия могла иметь реализация его идеи. Достоевский заканчивает роман
воскресением души Раскольникова, открывшейся для бога и любви. Герой спасен еще
при жизни, и в этом главная заслуга жертвенного служения Сони Мармеладовой.
Рядом с Базаровым не оказалось человека, который смог бы поддержать его в
трудную минуту, поэтому результат его исканий не столь оптимистичен, как у
Раскольникова.
Несмотря на
разницу финалов, в обоих романах утверждается одна и та же мысль. Жизнь сложнее
любых теорий, все в них предвидеть невозможно, а потому они еще более опасны,
поскольку их последствия непредсказуемы. Служение “идее” становится
разрушительным для человека, а состоятельность личности измеряется умением
достойно преодолевать заблуждения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/