Софья и Лиза
в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.
«Горе от ума» -
одно из самых выдающихся произведений русской литературы 19 века. По
определению Белинского, это
благороднейшее гуманистическое произведение. Комедия захватывает длинный
период русской жизни – от Екатерины до
императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в
капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок,
тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такой
художественной, объективною законченностью и
определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. Одни ценят
в комедии картину московских нравов известной
эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Другие дорожат
эпиграмматической солью языка, живой сатирой –
моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает
всякого на каждый обиходный шаг жизни.
И среди них
очень важное место занимает Софья Фамусова, один из самых противоречивых
образов в комедии.. Другим женским
персонажем, не менее важным и интересным является Лиза.
Действие в
комедии задано первым кратким монологом Лизы. Она обращается к своей госпоже
Софье:
Эй, Софья
Павловна, беда:
Зашла беседа
ваша за ночь;
Вы глухи?-
Алексей Степаныч!
Сударыня!.. – И
страх их не берет!
Отсюда видно,
что Лиза не просто служанка, она доверенное лицо Софьи в тонких интимных делах.
Бьют часы в
гостиной, и появляется господин Фамусов. Он очень ласков с Лизой, заигрывает с
ней.
Ушел…Ах! От
господ подалей;
У них беды себе
на всякий час готовь,
Минуй нас пуще
всех печалей
И барский гнев,
и барская любовь.
В этих строках
просматривается главное в характере Лизы, и они соотнесены с народными
пословицами о барской ласке.
Итак, Софья и Лиза
открывают первое действие комедии «Горе от ума».
Кто же они?
Софья – барышня, дочь богатого московского барина. Лиза – служанка, крепостная
девушка, вывезенная из деревни. «Ну и
люди в здешней стороне, » - говорит Лиза во втором акте. Она воспитана и
тронута внешним лоском от постоянного
совместного пребывания со своей барышней. Ну а поскольку к Софье она, очевидно,
была приставлена с детства, говорит с
ней не как служанка. Но это лишь до первого окрика: « Послушай, вольности ты
лишней не бери!»
Внешне,
несомненно, обе героини очень хороши. Ведь это сразу отмечает Чацкий по
возвращению Москву:
Да-с, а теперь,
Неподражаема, и
это вам известно,
И потому
скромны, не смотрите на свет,
Не влюблены ли
вы? прошу мне дать ответ.
А вот замечание
Фамусова о Лизе:
Ой! зелье,
баловница.
Скромна, а
ничего кроме
Проказ и ветру
на уме.
Лиза:
Пустите,
ветреники сами,
Опомнитесь, вы
старики…
О том, как
хороша Лиза, скажет и Молчалин.
Софья умна. Уже
одно то, что ее любит Чацкий, возвышает Софью в глазах читателя. Не мог умный
Чацкий полюбить дурочку.
Молчалин –
вторая любовь для Софьи, Софья любит не реального Молчалина, а выдумала образ.
Софья видит в окно, как Молчалин упал с
лошади, и падает в обморок. Лиза и Чацкий приводят Софью в чувство. Та обеспокоена
состоянием Молчалина и не обращает
внимания на Чацкого. А Молчалин в это время заигрывает с Лизой, уверяет, что
Софью любит только «по должности»,
сулит Лизе подарки, приглашает к себе. А та не знает, что ей делать, как
рассказать об этом своей госпоже.
Софья очень не
похожа на девушек своего круга, резкая черта отделяет ее от княжон Тугоуховских
и внучки Хрюминой.
Во- первых, она
полюбила неравного себе и этим бросила вызов своему классу. Обманутая в своих
чувствах она не боится мнения окружающих:
«Я виню себя кругом».
Просматривается
самостоятельность Софьи. Возможно, что первый толчок в развитии этой
самостоятельности дал ей Чацкий.
Лиза тоже
девушка сметливая, в своем кругу уважаемая. Дворецкий к ней обращается по имени
Лизавета. Язык ее очень выразителен.
Лизу можно считать служанкой- подругой. Из всех господ Лиза выделяет Петра
Андреевича Чацкого, которого тоже,
видимо, знает с детства. Она вмешивается в разговор Софьи и Чацкого, пытаясь
сгладить холодность Софьи:
Вот, сударь,
если бы вы были за дверями,
Ей богу, нет
пяти минут,
Как поминали
вас мы тут.
Сударыня,
скажите сами.
Чацкий надеялся
на взаимопонимание, на чужбине полюбил ее искренне и горячо.
Возвратившись,
он взывает к ее уму, не верит в ее слепоту, пытается понять, кому она его
предпочла:
Кто наконец ей
мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде
был так глуп!..
Жалчайшее
созданье!
Уж разве
поумнел?.. А тот –
Хрипун,
удавленник, фагот,
Созвездие
маневров и мазурки!
Судьба любви –
играть ей в жмурки.
Софья за это
время духовно не выросла. Насмешливый ум Чацкого ее пугает, поэтому она
распускает слух о его сумасшествии.
Софья влюблена
в Молчалина, но никогда Фамусов не согласился бы на этот брак. И Молчалин это
хорошо понимал. Ему гораздо свободнее и
легче было с Лизой , девушкой неглупой, его круга. Молчалин признается ей в любви:
Какое личико
твое!
Как я тебя
люблю!
В самом финале
пьесы Софья видит подлинного Молчалина, но в душе у нее не наступает перелома,
она не склоняется на сторону Чацкого.
Фамусов накажет
свою дочь. Он сошлет ее к тетке, в глушь, в Саратов. Ну а Лизу выпроводит из
барского дома в людскую, возможно на
птичник.
Вот так впервые
в своей комедии А.С. Грибоедов вывел женские персонажи, которые все-таки
схематичны и несовершенны. Поэтому, наверно.
Так сложно давалась роль Лизы актрисе П.А. Стрепетовой и О.Андровской на сцене
Московского художественного театра.
И все же это
первые реалистические образы русских женщин.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/