«Утрата
романтических иллюзий»
(по роману
«Обыкновенная история»)
Роман Гончарова
“Обыкновенная история” впервые был напечатан в журнале “Современник” в 1847
году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального
барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе
исконных черт барской психологии и, прежде всего, наивного романтического
“прекраснодушия”. Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый
крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором
капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических
уклада, два склада социальной психологии.
В первых главах
романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько
простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни,
“неродственностью” дяди. “Так вот как здесь, в Петербурге...— думал Александр,
сидя в новом своем жилище.— Если родной дядя так, что ж прочие?..” Александр
наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно
отвергает. Он “прекраснодушен” и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же
искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость
делами. “Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней
комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными
намеками стараются выпроводить... Все на заперти, везде колокольчики: не
мизерно ли это? Да какие-то холодные; нелюдимые лица”.
Дядя Александра
пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал “делать
фортуну и карьеру”, ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом
жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо
делать. “Александр долгом считал любить дядю”, но никак не мог понять его
прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к
нему, единственному племяннику.
Александр
сочиняет стихи, так как служба для него — скучная обязанность, надобно и душу
чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые
он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать
три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: “Супружество
супружеством, а любовь любовью” Александр наивно удивляется: “Как же
жениться... по расчету?” Но Александр терпит поражение в любви — появился более
богатый и знатный жених, и Адуеву отказали.
Не выдержав
ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы
обрести душевное равновесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской
жизни он не может принять патриархальности деревни. Он пока “висит в воздухе”.
Он в городе не прижился и от деревни уже “отбился”.
Единственным
близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета
Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и
утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие
приспособиться в этом жестком мире.
Во второй
приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет
добиться “фортуны и карьеры”; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты
нет солидного приданого. Он изменился “в корне”: потолстел, стал степенным, но
главное — у него “ожирела душа”. Он оказался прекрасным учеником Петра
Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал
карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит
свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть — такова его
психология. Лизавета Александровна грустит по прежнему “романтичному и доброму
Александру”, а он утверждает: “Я иду наравне с веком: нельзя же отставать...”
Вот теперь дядя
им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр
добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего... Но почему так грустно
автору и читателям? Если это “обыкновенная история”, то становится еще грустнее
от ее типичности. Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни
молодых людей в угоду “фортуне и карьере” задушат в себе лучшие чувства, станут
прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и
горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности. И его
роман “Обыкновенная история” — страстное предостережение всем: и современникам,
и потомкам. Не в этом ли кроется неослабеваемый интерес к произведению И. А.
Гончарова?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/