Литературное
произведение как отражение взглядов автора
(по
творчеству Н. В. Гоголя)
“Мертвые души”
все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями —
“с подлинным верно”.
В. Розанов
Лучшие
литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В.
Гоголя первостепенным художником русского слова, гигантом философской мысли.
Наверное, только Пушкин удостоился стольких восхищенных отзывов о своем
творчестве от русских мыслителей. Особенно ярко Гоголь заявил о себе поэмой
“Мертвые, души”. Это произведение никого не оставило равнодушным. Споры
возникали даже вокруг определения жанра этого произведения. Почему поэма?
Столько
проявлений мятежного русского духа и резкой полемики с окружающим миром дает
Гоголь в своем произведении.
Мое понимание
авторской позиции в “Мертвых душах” в большей части я основываю на
высказываниях о поэме великих русских мыслителей. Например, Герцен сказал: “Эта
книга — горький упрек современной Руси, но не безнадежный; там, где взгляд
может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он увидит
удалую, полную сил национальность”. Лично я считаю, что противоречия специально
заложены автором в произведение, чтобы ярче выразить положительные моменты
русской жизни. Вспомним, сколько в романе светлых лирических отступлений,
радующих читателя настоящей поэзией, поэтому Гоголь и назвал “Мертвые души”
поэмой, хотя написаны они прозаическим языком. Значит, в названии также можно
уловить отношение автора к российской жизни. Поэма явно задумана как эпическое
произведение, где автор ставит перед собой глобальные задачи — отобразить, как
в зеркале, жизнь России той эпохи. Что касается язвительного языка во многих
отрывках произведения, так он свойствен Гоголю. Вспомним, что ирония Гоголя
появляется в разных его вещах, например в “Ревизоре”, “Тарасе Бульбе”. Особенно
ироничен Гоголь в своих знаменитых “Выборных местах из переписки с друзьями”.
Если кто обратил внимание на письма Гоголя, то наверняка заметил, что он ко
всем относится с разным эмоциональным настроем. Пушкина Гоголь боготворит, с
иными холоден, над некоторыми откровенно иронизирует. Таков Гоголь и в своих
художественных произведениях. Пушкин признавал за Гоголем первенство в умении
виртуозно обнажать пошлость жизни, показать крупно мелочь.
В поэме Гоголь
сознательно проводит читателя через все лабиринты человеческого нравственного
уродства.
Построение
произведения в форме путешествия по России также дает автору возможность
заглянуть вместе с читателем во все интересующие его сферы жизни русского
общества. Особенно досталось в поэме русским чиновникам. Гоголь был, я считаю,
далек от огульных оценок и выбрал для показа самых плохих чиновников. Перед
нами проходят мелкие, пустые и трусливые личности. Но такое чиновничество
всегда объединяется в силу, тормозящую нормальный жизненный процесс в обществе.
Эта сила поощряет процветание взяточничества, кляузничества, возвышение личных
интересов над государственными.
В названии
поэмы, я считаю, также скрыт не один смысл, а несколько. “Мертвые души” — это и
живые уродливые люди. “Мертвые души” — это и недалекие и не созидательные
мысли. “Мертвые души” — это и люди, не способные видеть красоту мира. Самый главный
“мертвый” — Павел Иванович Чичиков. Мошенник с “претензией”, он не способен к
созиданию. Лишь в одном устремлении он доходит до фанатизма: заработать денег
любыми путями, чтобы потом посредством брака и рождения детей оставить след
того, “что он действительно существовал, а не то, что прошел по земле
какой-нибудь тенью или призраком”. Вообще-то, этот порыв сам по себе является
благородным, если им руководствуется не мошенник.
Автор
разоблачает Чичикова, показывая его фантазии о возможных судьбах приобретенных
им крепостных “мертвых душ”.
Итак, Гоголь
меняет местами души: “мертвые” становятся живыми и наоборот. Птица-тройка — это
живая душа Святой Руси, которая мчится сквозь строй всякой мертвечины. Слухи о
сожжении Гоголем второго тома “Мертвых душ” можно истолковать и как отказ
писателя что-то добавлять к тому, что уже им определено в русской жизни, и как
отказ от уверенности в собственной правоте. Но вряд ли Гоголь уступил бы в этой
схватке с темными силами. Поэтому, мне кажется, что скорее всего писатель
пришел к выводу, что добавить к сказанному больше нечего. Все предельно ясно. И
птица-тройка, запущенная им однажды, не прекращает своего стремительного полета
в будущее. Это, по-моему, главнейшая позиция Николая Васильевича Гоголя в поэме
“Мертвые души”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/