Создатель
французской комедии (Жан-Батист Мольер)
Величайшим
писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его
пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников
французского национального театра.
Жан-Батист
Поклен (1622 — 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер,
был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя
театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в
театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который
возглавлял вместе с семьей своих друзей — актеров Бежар. На младшей их дочери
Арманде Бежар он впоследствии женился.
Блестящий
актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В
провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего
театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе
спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в
Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа,
артиста и режиссера.
Творчество
Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы
которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой
травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.
Важнейшие
произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое
начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей
классицизма. Мольер создает три величайшие комедии — "Тартюф",
"Дон-Жуан" и "Мизантроп".
В комедии
"Тартюф" Мольер вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством .
В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Дважды
церковники добивались запрещения пьесы, дважды Мольер переделывал пьесу, менял
ее заглавие, имя героя. В итоге Тартюф не монах, а мирянин, бессовестный
лицемер и мошенник.
Мольер
показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные
человеческие и семейные отношения. Условия времени не позволяли открыто
бороться против религии. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто
моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е.
положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону
глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего
общего с ханжеством.
Образ Тартюфа
обличает большое социальное явление. В нем воплощены многовековая религиозная
ложь, идея аскетизма, мрачные черты клики церковников. Также и Оргон — отнюдь
не схематическое воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически
заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного
и косного французского буржуа той эпохи, — малокультурного, готового идти на
поводу чуждой идеологии, легко попадающегося на удочку религиозной проповеди.
Картина
взаимоотношений Оргона с семьей раскрывает характер обветшалых идей аскетизма.
Восхищаясь "возвышающим" влиянием Тартюфа, Оргон говорит:
Я становлюсь
иным от этих с ним бесед.
Отныне у меня
привязанностей нет!
Он делает меня
чужим всему на свете.
Пусть у меня
умрут брат. мать, жена и дети,
Я этим огорчусь
вот столько, ей же-ей!
На что умный
Клеант иронически отвечает:
Я человечнее не
слыхивал речей!
Демократизм и
народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки
Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу
раскусила Тартюфа. Обличительный дух пьесы ослаблен концовкой. Защитой против
темных сил оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа
приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Сатира, таким образом, направлена
против феодальной реакции, но еще не затрагивает абсолютизма.
Комедия в
основном выдержана в манере классицизма. Действие происходит в течение суток в
одном месте — доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта.
В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом
преувеличении.
В образе
Тартюфа — это религиозное ханжество. Еще до появления Тартюфа на сцене мы
слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что
однажды во время молитвы он убил блоху. Затем последовательно раскрывается
подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный
его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, что он
неравнодушен к красоте служанки. Мы видим, как он не брезгует никакими
средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену
своего благодетеля. И тут лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм,
заявляя, что, "кто грешит в тиши — греха не совершает". Все это
проявления сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца.
Но правдивая картина социальной жизни в комедии не сводится только к обличению
ханжества. Буржуазная семья с ее патриархальным укладом, из которого жаждет
вырваться молодежь, — все это вырастает в живое и яркое полотно.
В комедии
"Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого
буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает
проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду,
нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.
Потеряв всякое
достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот
он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль
галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье:
свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она
любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это
препятствие.
Комизм главного
героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре.
Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами
поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим
удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает
своего героя с вороной в павлиньих перьях.
Многообразны
человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена
противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако
она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут
в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь
счастью дочери и в контакте с умной служанкой.
Веселая,
смешливая Николь также критически, как и Дорина в "Тартюфе",
относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь
его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг —
она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в
комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер
превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве
развязки намечаются две свадьбы.
Мольер проявил
себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто
танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия.
"Мещанин во дворянстве" — комедия классицизма, и все в ней
развивается по законам данного жанра.
Остроумны
реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где
выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми
словами.
Мольер вошел в
историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство
его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его
наследию.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/