Сцена
свидания г. Н.Н. и Аси в повести И.С. Тургенева "Ася".
Анализ
эпизода.
Определим
вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором
происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения,
более того, поведение г. Н.Н. в сцене свидания оказывает влияние и на судьбу
Аси, и на его собственную судьбу.
Расставшись с
Асей после неудачного объяснения, г. Н.Н. еще не знает, что его ждет в будущем
"одиночество бессемейного бобыля", он надеется на "завтрашнее
счастье", не ведая о том, что "у счастья нет завтрашнего дня... у
него есть настоящее -- и то не день, а мгновенье".
Сцена свидания
подготовлена всем предшествующим динамичным сюжетным развитием повести:
случайным знакомством персонажей, их встречами и беседами. Свидание назначает
сама Ася, поступая в данном случае, как пушкинская Татьяна, - как и она, первой
признаваясь избраннику сердца в любви. В тексте повести немало реминисценций
(упоминаний), связывающих тургеневскую повесть с пушкинским романом. Наиболее
заметны они в сцене чтения Асей слегка измененной строки из "Евгения
Онегина": Где нынче крест и сень ветвей
Над бедной
матерью моей! -
проговорила она
вполголоса.
Полюбив г. Н.
Н., Ася видит в нем необычного, исключительного человека, героя своей
возвышенной мечты, в то время как ее сводный брат Гагин, человек более взрослый
и рассудительный, с удивлением замечает:
"Вы очень
милый человек, но почему она вас так полюбила, -- этого я, признаюсь, не
понимаю".
Чувство Аси к
г. Н.Н. глубоко и непреодолимо, оно "неожиданно и так же неотразимо, как
гроза", по словам Гагина.
Обратим
внимание на художественное пространство эпизода.
Свидание г.
Н.Н. и Аси происходит в небольшой, довольно темной комнатке, в домике вдовы
бургомистра, фрау Луизе. Закрытость и укромность пространства, в котором
происходит сцена свидания, подчеркивают скрытность Аси, глубину ее чувства к г.
Н.Н. Большинство других встреч персонажей происходят в открытом природном
пространстве.
Развернутые
описания природных объектов -- гор, долин, мощного течения рек -- символизируют
свободное, ничем не сдерживаемое развитие чувства героини. Не случайно в момент
пробуждения чувства любви Ася воображает, что летает, что у нее выросли крылья.
Каково же
психологическое состояние персонажей, участвующих в анализируемом фрагменте.
Сцена свидания
наиболее ясно отражает психологическое противоречие, несовпадение
психологических ритмов г. Н.Н. и Аси. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее
робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных
репликах, едва слышных в тишине темной комнаты.
Напротив, г.
Н.Н., которому принадлежит инициатива в диалоге, многословен, он словно
стремится за упреками и громкими восклицаниями скрыть свою неготовность к
ответному чувству, неспособность отдаться любви, которая столь медленно
вызревает в его созерцательной натуре. Любовь г. Н.Н. к Асе, подчиняясь
прихотливой игре случая или роковой предопределенности судьбы, вспыхнет
позднее, когда ничего уже нельзя будет поправить.
Герой сам
признает это:
"Когда я
встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей
любви... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя,
когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уж
тогда было поздно".
В заключение
подведем итоги нашего анализа.
Сцена свидания,
в которой читатель в последний раз встречается с заглавной героиней повести,
окончательно проясняет сложный, противоречивый характер героини. Испытав в
короткое время свидания целую гамму чувств -- от робости, мгновенной вспышки
счастья и полной самоотдачи ("Ваша... -- прошептала она едва слышно")
до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену
и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив г.
Н.Н. в полной растерянности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/