Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"

Образ Захара
и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова
"Обломов"

В романе
“Обломов”  И.А. Гончаров представил на
суд читателей  совершенно новые
литературные образы,  новую концепцию
романа. Как известно, в  жизни все
взаимосвязано, это относится и к  двум
образам романа: Захару и Обломову. 

Захар  связан с Обломовым неразрывными узами,
его  жизнь немыслима без доброго барина.
Этот  образ довольно значим в романе.
Захар —  слуга Ильи Ильича Обломова,
крайне  консервативен, носит такой же
костюм, что  носил в деревне — серый
сюртук. “Дом  Обломовых, был когда-то
богат и знаменит в  своей стороне, но
потом, бог знает отчего,  все беднел,
мельчал и, наконец, незаметно  потерялся
между нестарыми дворянскими  домами.
Только поседевшие слуги дома  хранили и
передавали друг другу верную  память о
минувшем, дорожа ею, как святынею”. 
Захар представлял собой “пожилого 
человека, в сером сюртуке, с прорехою под  мышкой... в сером же жилете, с медными  пуговицами... и густыми, русыми с проседью  бакенбардами, из которых каждой стало бы
на  три бороды”. Портрет Захара,
изображающий  смешную и нелепую
внешность, дополняется и  особым голосом:
герой не говорит, а ворчит,  как собака,
или хрипит. Голос же, данный  Богом, по
словам Захара, “он потерял на  охоте с
собаками, когда ездил со старым  барином
и когда ему дунуло будто сильным  ветром
в горло”. Этому типу Гончаров  посвятил
специальный очерк, озаглавленный  “Слуги
старого века”, в котором вспоминает 
хорошо известных представителей этого 
сословия, людей старой закалки, с трудом  вживающихся в новые жизненные 
условия.

Литературная
родословная Захара идет от  пушкинского
Савельича (“Капитанская дочка”).  При
всей разности характеров первого, 
развращенного жизнью в Петербурге и 
патологической ленью своего барина, и 
второго — вечного дядьки, для которого 
питомец остается  малым,
неразумным ребенком едва ли не на всю 
жизнь, сближает их одержимая верность не  только своему барину, но и всему его роду.  Верность Захара своему барину и всем
давно  забытым устоям родной Обломовки
воплощена  ярче всего в эпизоде, когда
Обломов  наставляет своего слугу
привычным и самым  действенным способом
— прибегая к “жалким  словам” и называя
Захара “ядовитым  человеком”. В минуту
раздражения Захар  позволил себе
сравнить Обломова с другими,  которые и
с квартиры на квартиру легко 
переезжают, и за границу отправляются. Это  вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую  отповедь о невозможности сравнивать
его,  Обломова, с кем бы то ни было. И
это  пробирает Захара больше, нежели  ругательства: он и сам чувствует, что  переступил какую-то запретную границу,  уподобив своего барина другим людям. Захар  является пародией на своего барина. У
него  те же привычки, что и у хозяина,
только  доведенные до абсурда,
показанные в смешном,  комическом свете.
С первых же страниц  романа Захар не
может не вызвать улыбки  своей
внешностью, своей ленью и  неопрятностью.
Он чем-то даже напоминает  гоголевские
типажи: Осипа — слугу  Хлестакова,
Селифана и Петрушку из “Мертвых  душ”.
Но Захар — лишь уродливое отражение 
образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов  упрекает Захара за неряшливость и день, за  то, что он не убирает пыли и грязи.
Захар  возражает, что “чего ее убирать,
если она  снова наберется”. Полное
равнодушие к пыли,  сору, грязи отличает
этого слугу от других  слуг — персонажей
отечественной  литературы. Захар на этот
счет составил  собственную философию, не
позволяющую  бороться ни с грязью, ни с
тараканами и  клопами, раз они выдуманы
самим Господом.  Когда Обломов приводит
своему слуге в  пример живущее напротив
семейство  настройщика, Захар приводит в
ответ  следующие аргументы, в которых
видна  незаурядная наблюдательность: “А
где немцы  сору возьмут? Вы
поглядите-ка, как они живут!  Вся семья
целую неделю кость гложет. Сюртук  с
плеч отца переходит на сына, а с сына опять 
на отца. На жене и дочерях платьишки 
коротенькие: все поджимают под себя ноги,  как гусыни... Где им сору взять? У них нет  этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала
по  годам куча старого изношенного
платья или  набрался целый угол корок
хлеба за зиму... У  них и корка зря не
валяется: наделают  сухариков да с пивом
и выпьют”. При внешней  разболтанности
Захар, однако, довольно  собран.
Извечная привычка слуг старого века  не
дает ему разбазаривать барское добро — 
когда земляк Обломова, жулик Тарантьев 
просит Илью Ильича дать ему на время фрак,  Захар немедленно отказывает: пока не будут  возвращены рубашка и жилет, ничего
больше  Тарантьев не получит. И Обломов
теряется  перед его твердостью.

Захар не  лишен и недостатков. Гончаров видит его
как  “рыцаря со страхом и упреком”,
который “принадлежал  двум эпохам, и обе
положили на него печать  свою. От одной
перешла к нему по наследству 
безграничная преданность к дому Обломовых,  а от другой, позднейшей, утонченность и  развращение нравов”. И еще черта,  характерная для смешения двух эпох, на  которые указал Гончаров: “Захар умер бы  вместо барина, считая это своим неизбежным  и природным долгом, и даже не считая ничем,
а  просто бросился бы на смерть, точно
так же,  как собака, которая при встрече
со зверем в  лесу бросается на него, не
рассуждая, отчего  должна броситься она,
а не ее господин. Но  зато, если б
понадобилось, например,  просидеть всю
ночь подле постели барина, не  смыкая
глаз, и от этого бы зависело здоровье 
или даже жизнь барина, Захар непременно бы  заснул”. С годами все больше и отчетливее  вырисовывается нерасторжимая связь
между  Ильей Ильичом и Захаром —
последними  представителями Обломовки,
являющейся лишь  прекрасным сном. Они
каждый по-своему свято  хранят в душе те
“преданья старины  глубокой”, что
сформировали их жизни,  характеры и
взаимоотношения. Они  давно  знали друг друга и давно жили вдвоем.
Захар  нянчил маленького Обломова на
руках, а  Обломов помнит его “молодым,
проворным,  прожорливым и лукавым
парнем”. “Как Илья  Ильич не умел ни
встать, ни лечь спать, ни  быть
причесанным и обутым, ни отобедать без 
помощи Захара, так Захар не умел 
представить себе другого барина, кроме Ильи  Ильича, другого существования, как одевать,  кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и
в  то же время внутренне благоговеть
перед ним”.  Даже когда Захар женится в
середине романа  на Анисье, кухарке
Обломова, значительно  более ловкой,
умелой и чистоплотной, он  старается по
возможности не допускать ее к  Илье
Ильичу, выполняя сам привычные работы, 
без которых не мыслит жизни.

После  смерти Обломова порвалась связь между  Захаром и Обломовым, и жизнь его  превратилась в ненужное и горькое  прозябание. Конец Захара не просто трагичен,  он страшен. Как метко сказал Некрасов в  поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Порвалась цепь
великая...

Одним концом по
барину,

Другим — по
мужику!..
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.