Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Береги честь
смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Вопрос чести
занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад
экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно,
наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но
с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В
человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести —
это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание.
Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в
результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские
писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно
сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской
литературе.

Понятие чести
воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская
дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит
результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил
хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на
первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода
Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке
и говорить нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего
подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр
Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич
пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими.
Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу
за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим
жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба
хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека
благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные
испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует
любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка.
Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный.
Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара
бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его
жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин
примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере
Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление
характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал
французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева
к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние
установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время
пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев
повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена
предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр
Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что
Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства
благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил
в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд
понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг
друга.

Швабрин
оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не
поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому
Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев
имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку,
услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз
напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел
и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного
преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся
кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: "Затейлива... Но жить убийством
и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа
Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал
повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его
действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев
решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он
рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в
такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент
справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о
помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной
девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство
людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается
самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца
остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был
обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков
финал повести Пушкина.

Итак,
пословица "береги честь смолоду" имеет значение жизненного талисмана,
помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.