Образ
Чацкого.
Е.В.Юсим
Чацкий — герой
комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии
— Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и
В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и
взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия
темы, заявленной в названии.
Александр
Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как
романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную
среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта
среда; с другой — глубоко и эмоционально “проживает” обстоятельства, связанные
с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову
комедией “Мизантроп” Мольера и ее героем Альцестом, но лирическая стихия
выявлена в образе столь “избыточно”, что эта особенность позволяет нарушить
привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от
классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. —
романтический герой:
Тема странствий
открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его “загадка” любви Софьи,
разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные
обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч.
касается преимущественно сферы “идей” и почти не распространяется на конкретное
движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов
Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех
новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила
характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней
жизнью, которой свойственна “странность”, несхожесть с общепринятой нормой.
С появлением Ч.
в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк,
сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва
окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив
стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене:
“Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся.
Ветер, буря; // И растерялся весь...” Образ Ч. символизирует огромные пространства,
из которых он появился. Иное основание московской жизни — “день за день, нынче,
как вчера”. Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги,
субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме
этапов, положенных каждому живущему по “московскому” стилю.
Ч. резко
отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет
себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного
запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это
происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от
происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так
тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток
связаться с “фамусовским” миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его
рождают нервное “безумие”, “нетрезвость речи” (Гончаров), которая столь заметна
в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от
неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг
понял до тонкостей, до мелочей: “Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом...”
В финальной сцене пьесы Ч. “выбирает себя”, он исключает для себя всякую
возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса
не происходит. Отсюда и решение: “бегу, не оглянусь, пойду искать по свету...”.
Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой
путь, прерванный в начале сюжета.
Список
литературы
Белинский В.Г.
“Горе от ума”. Комедия в 4-х действиях в стихах. Сочинение А.С.Грибоедова Собр.
соч. М., 1977, Т. 2
Гончаров И.А.
Мильон терзаний // Собр. соч. М., 1955. Т. 8
Григорьев А.А.
По поводу нового издания старой вещи. “Горе от ума Григорьев А.А. Искусство и
нравственность. 1986
Флоринская Ю.Ф.
Чацкий и Гамлет // А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977
Степанов Л.А.
Действие, плаи и композиция “Горе от ума” // Проблемы творчества
А.С.Грибоедова. Смоленск, 1994.