Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Повесть «После сказки»

Повесть
«После сказки»

Ты отверг то, с
чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение.

Ч. Айтматов

Чингиз
Торекулович Айтматов — современный писатель, родился в 1928 году в горном кишлаке
Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный
партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре война тоже
отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства — незатухающая боль
писателя, поэтому он часто обращается к ней в своих произведениях: “Первый
учитель”, “Ранние журавли”, “После сказки”.

Первоначально
повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать
элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и
которых давно уже нет. Но литература должна перерабатывать реальные факты.
Когда была уже написана половина повести, автор еще не знал, как поведет себя
мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу, своему идеалу.

Очень сильное
впечатление в повести Ч. Айтматова производит на нас образ ребенка: “Один, без
друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве
лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней.
Что уж там говорить, автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего
там только нет, в автолавке!” Большую часть времени мальчик проводит один. Эту
пустоту заполняет своими образами, и у него развивается свой внутренний мир.
Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с растениями.
Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: “Среди растений —
“любимые”, “смелые”, “боязливые”, “злые” и всякие другие. Колючий бодяк,
например,— “главный врач”. Ребенок с одними находит общий язык, а другими
борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед,
который всеми силами старается сделать внука счастливым. Он внушает ребенку
веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть
и своя сказка — про белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей
вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так
мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше малые
размеры, не достигает своей критической точки. Дед, столько лет проживший на свете,
сохранивший свою веру в сказку о матери-оленихе, прививший ее также мальчику,
обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает ребенка, нанося
ему сильнейшую душевную травму, а не себя, как думал он. Дед хочет решить
конфликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его попытка ни к чему хорошему
не приводит. В итоге у мальчика остается • только одна сказка — про белый
пароход, а потом ни одной.

Легенда —
основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены народные
представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал
произведения. Благодаря сказкам, повесть поэтична, многопланова. Язык Ч.
Айтматова богат, разнообразен, доступен широкому кругу читателей, но за
кажущейся простотой скрывается кропотливый труд мастера: “Сердце мальчика
покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и
зашепталось с ним”.

Образ ребенка
многогранен и раскрывается постепенно автором-повествователем. Через восприятие
мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому
персонажу: в этом особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг
мальчика царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир,
отличный оттого, в котором живет. Такова природа детства, детского сознания.
Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом пароходе и уплыл к
нему со своей детской непримиримостью к законам Орозкула. В трагическом финале
уходит Рогатая мать-олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло,
жестокость в них.

Закрыв книгу,
мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка. К этому, наверное,
стремился автор, создавая произведение.

Способность
сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли
главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой
цели.

Сам писатель
так говорит о себе: “Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться,
искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы управления запасами сырья и готовой продукции
Реферат Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики
Реферат Теоретические аспекты организации работы кафе
Реферат Типы саморегуляции кровообращения как критерии адаптационных возможностей организма спортсмена к физическим нагрузкам различного характера
Реферат Inhalents Essay Research Paper InhalantsInhalants are very
Реферат Разработка класса в PHP
Реферат Положение США в мировой экономике. Динамика экономического развития и факторы, её определяющие
Реферат Типы рецепторов
Реферат Perspective On The Healthcare Industry Essay Research
Реферат Педагогическая практика тренинговые группы
Реферат SMART
Реферат Взаимосвязь бизнеса и политики
Реферат Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов
Реферат Истоки астрономии
Реферат Понятие иска и его элементы 2