Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Человек в
тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына "Один день Ивана
Денисовича")

Закурим, друг.
Под этот вой

Не спится
что-то, не поется.

Сейчас февраль.
А нам с тобой

И март ничем не
улыбнется.

Лев Платонович
Карсавин

Александр
Исаевич Солженицын стал известен в 60-е годы, в период "хрущевской
оттепели". "Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием
о запретном — лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных
островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная
тоталитарная система, подавляющая человека.

Повесть
посвящена сопротивлению живого — неживому, человека — лагерю. Солженицынский
каторжный лагерь — это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая
всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в
человеке главного — мыслей, совести, памяти.

Взять хотя бы
Ивана Шухова "здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя". И вспоминать
избу родную "меньше и меньше было ему поводов". Так кто же кого:
лагерь — человека? Или человек — лагерь? Многих лагерь победил, перемолол в
пыль. Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря. В этот бесконечный
день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович,
Кавгоранг, каторжник X-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам
бригадир Тюрин. Другие обречены на погибель — кинорежиссер Цезарь Маркович,
"шакал" Фетюхов, десятник Дэр и другие.

Лагерный порядок
беспощадно преследует все человеческое и насаждает нечеловеческое. Иван
Денисович думает про себя: "Работа — она как палка, конца в ней два: для
людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху. А иначе б
давно все подохли, дело известное". Крепко запомнил Иван Шухов слова
своего первого бригадира Куземина — старого лагерного волка, который сидел с
1943 года уже 12 лет. "Здесь, ребята, закон — тайга, но люди и здесь
живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да
кто к куму стучать ходит". Такова суть лагерной философии. Погибает тот,
кто падает духом, становится рабом больной или голодной плоти, не в силах
укрепить себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или доносить
на соседа.

Как же человеку
жить и выжить? Лагерь — образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный.
Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы,
ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой.

Человек воюет с
лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. "Не
подставляться" лагерю нигде — в этом тактика сопротивления. Да и никогда
зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не
видел, а в толпе только", — такова тактика выживания. Вопреки унизительной
системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам,
фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы
превратить система людей.

Отстаивать
свободу в каторжном лагере — значит как можно меньше внутренне зависеть от его
режима, от его разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна,
лагерник живет для себя только утром — 10 минут за завтраком, да за обедом — 5
минут, да за ужином — 5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест
"медленно, вдумчиво". В этом тоже освобождение.

Главное в
повести — спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молиться нужно
"не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Молиться
надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал..." Финал
повести парадоксален для восприятия: "Засыпал Иван Денисович, вполне
удовлетворенный... Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый".
Если это один из "хороших" дней, то каковы же остальные?!

Александр Солженицын
пробил брешь в "железном занавесе" и вскоре сам стал изгоем. Книги
его были запрещены и изъяты из библиотек. Ко времени насильственного изгнания
писателя уже были написаны "В круге первом", "Раковый
корпус", "Архипелаг ГУЛАГ". Это преследовалось всей мощью
государственной карательной машины.

Время
забвения прошло. Заслуга Солженицына в том, что он впервые рассказал о страшном
бедствии, которое испытал наш многострадальный народ и сам автор. Солженицын
приподнял завесу над темной ночью нашей истории периода сталинизма.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора
Реферат Порядок создания коммерческого банка
Реферат Альфонсо VII король Кастилии
Реферат Основи наступу
Реферат Аначалось всё с того, что Мигель, мой друг из Перу, прилетел в Москву на свадьбу к приятелю и один день провёл в моём, смею надеяться, приятном обществе
Реферат Організація спеціалізованого цеху з виробництва м ясних напівфабри
Реферат Учёт капитала в ООО "Стиль"
Реферат Этногенез и технологии виртуальной реальности
Реферат Антропологические и этические воззрения представителей древнегреческой философии (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики и эпикурейцы)
Реферат Австрия: Вена; франция: Париж Лион Ницца Монако Канны
Реферат Сказка ЭТА Гофмана Крошка Цахес по прозванию Циннобер как литературное событие в моей жизни
Реферат Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
Реферат Опухоли и кисты средостения
Реферат Поняття педагогічної майстерності
Реферат Духовное становление личности По роману Л. Н. Толстого Война и мир