Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Достоинство таланта (по произведениям А. А. Ахматовой)

Достоинство
таланта (по произведениям А. А. Ахматовой)

Когда я ночью
жду ее прихода.

Жизнь, кажется,
висит на волоске.

Что почести,
что юность, что свобода

Пред милой
гостьей с дудочкой в руке...

А. Ахматова

Имя Анны
Ахматовой — одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в
десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения
и социально-исторические перемены этих годов, казалось бы, способны были
безвозвратно предать забвению этот негромко и с большими перерывами звучащий
лирический голос.

Сжала руки под
темной вуалью...

“Отчего ты
сегодня бледна?”

— Оттого, что я
терпкой печалью

Напоила его
допьяна...

Задыхаясь, я
крикнула: “Шутка

Все, что было.
Уйдешь, я умру”.

Улыбнулся
спокойно и жутко

И сказал мне:
“Не стой на ветру”

Поэзия
Ахматовой никогда не была на гребне общественно-политических событий, и в этом
смысле ее нельзя сравнить не только с голосом Маяковского, но и с куда более
близким ей А. Блоком, посвятившим революции последний высокий порыв своей
поэтической жизни. Однако круг читателей и почитателей Анны Андреевны
Ахматовой, которая смолоду не была обойдена признанием, в последние годы
неизмеримо расширился.

Не должен быть
очень несчастным

И, главное,
скрытным. О нет! —

Чтоб быть
современнику ясным,

Весь настежь
распахнут поэт...

Наш век на
земле быстротечен,

И тесен
назначенный круг.

А он неизменен
и вечен —

Поэта неведомый
друг.

Так просто,
открыто и страстно признавалась в любви читателям Ахматова. Литературная и
жизненная судьба Анны Андреевны была на редкость нелегкой, и через все
испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать
уважения.

Мне голос был.
Он звал утешно,

Он говорил:
“Иди сюда.

Оставь свой
край глухой и грешный,

Оставь Россию
навсегда...”

Но равнодушно и
спокойно

Руками я
замкнула слух,

Чтоб этой речью
недостойной

Не осквернился
скорбный дух.

Поэтическое имя
Ахматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой.
Действительно, большинство ее стихотворений одухотворено этим прекрасным и
высоким чувством. Перед нами любящая, страдающая, реже счастливая и никогда —
успокоенная женщина.

Так беспомощно
грудь холодела.

Но шаги мои
были легки.

Я на правую
руку надела

Перчатку с
левой руки.

Показалось, что
много ступеней,

А я знала — их
только три!

Между кленов
шепот осенний

Попросил: “Со
мною умри!”

Ее лирическая
героиня плачет и страдает, замирает от предчувствия любви или от ее потери. Глубокие
и искренние переживания поэтессы нашли отклик в сердцах читателей. Ее поэзии
чужда ложь, игра в чувство, жеманство. Только искренние и глубокие чувства
отражает Ахматова в своих стихах, поэтому они открыты миру людей, лишены даже
намека на пошлость.

Должен на этой
земле испытать

Каждый любовную
пытку.

Жгу до зари на
оконце свечу

И ни о ком не
тоскую,

Но не хочу, не
хочу, не хочу

Знать, как
целуешь другую...

Ее поэзию
нельзя назвать “женской, дамской”, с их ограниченностью мысли и чувства, представленной,
например, в прошлом веке Ростопчиной.

Поэзия Анны
Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия,
отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного
начала. Это своеобразный дневник сложного и вдумчивого современника
величественной эпохи, но отраженной не непосредственно, как в зеркале, а
пропущенной через сердце поэта.

Хорошо здесь: и
шелест и хруст;

С каждым утром
сильнее мороз,

В белом пламени
клонится куст

Ледяных
ослепительных роз.

И на пышных
парадных снегах

Лыжный след,
словно память о том.

Что в каких-то
далеких веках

Здесь с тобою
прошли мы вдвоем.

Главная и
неизбывная тема Ахматовой — любовь — еще задолго до охлаждающей умудренности
зрелого возраста осложняется и обогащается другой “повинностью” ее жизни —
призванием поэта. Поэзия — высший суд, перед которым смиряется даже
неотвратимая и безоглядная сила любовных переживаний молодости. Общение поэта
со своей музой — потребность не менее властная, ценность жизни не менее высокая.


Муза ушла по
дороге.

Осенней, узкой,
крутой,

И были смуглые
ноги

Обрызганы
крупной росой...

Я, глядя ей
вслед, молчала,

Я любила ее
одну,

А в небе заря
стояла,

Как ворота в ее
страну.

Поэзию Анны
Ахматовой отличают благородный лаконизм, немногословная емкость речи, когда за
скудными строчками стихотворения живет возможность многих тонких подробностей и
оттенков. Можно много говорить о замечательных чертах поэтического мастерства
Ахматовой, но остановимся на одном — ее языке. Это не был никогда “язык
цветов”, а живой, будничный, обиходный, нарочито прозаический. Истоки ее языка
и поэзии в пушкинской, классической манере, в этом залог ее успеха и
“долголетия”.

Двадцать
первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья
столицы во мгле,

Сочинил же
какой-то бездельник,

Что бывает
любовь на земле.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.