"Я
научилась просто, мудро жить…". (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)
Я была, как и
ты, свободной,
Но я слишком
хотела жить
Анна Ахматова
При упоминании
имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта
женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты
"серебряного века" в своих стихах нередко признавались в любви к
этой королеве русской поэзии.
В бурях века
Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и
запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева,
расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына
репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только
"литударников", но и государственных блюстителей партийной
идеологии.
И все-таки в
огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была
исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее
произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила
своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
Ахматову
волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской
интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала
психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
В кругу
кровавом день и ночь
Болит жестокая
истома.,.
Никто нам не
хотел помочь
За то, что мы
остались дома.
Замечательным
памятником той скорбной поры является ее знаменитый "Реквием". В
этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
Там тюремный
тополь качается
И ни звука — а
сколько там
Неповинных
жизней кончается...
Но, конечно,
основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее
стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с
мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
Милый мой! И я
тоже.
Умру с тобой...
Ее любимый был
сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения
дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
В своих
мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: "Ахматова — в
противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в
семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо..." Далее Неведомская
вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о
поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
И томное сердце
слышит
Тайную весть о
дальнем...
То вновь
драматично, с тяжким предчувствием:
А наутро
встанешь с новою загадкой,
Но уже не ясной
и не сладкой.
И омоешь
пыточной кровью
то, что люди
назвали любовью...
Последнюю
строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того,
что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как
не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
Не придумать
разлуку бездонней,
Лучше б сразу
тогда — наповал...
И, наверно, нас
разлученней
В этом мире
никто не бывал.
Жизнь и любовь
Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
Тема Родины
также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует
просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней
людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала
заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес
в себе ее голос.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/