Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Верность долгу (по повести «Обелиск»)

Верность
долгу (по повести «Обелиск»)

Тема войны —
почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича
Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся
сложившимся человеком и талантливым писателем. В. Астафьев назвал В. Быкова
правофланговым в шеренге ровесников — сподвижников по литературе, одним из тех
писателей-фронтовиков, которые “заставили и других писать лучше”.

Одной из лучших
повестей Быкова является “Обелиск”, написанная в 1972 году. Она рассказывает о
замечательном человеке, учителе из Сельца — Морозе Алесе Ивановиче. Незаметный,
ничем не примечательный внешне, этот человек по* степенно завоевывает симпатию
читателей своими серьезными поступками, добросовестным отношением к делу и
ученикам. С ребятами у Мороза складываются дружеские отношения. В школе Алесь
Иванович не гнушался никакой работы. Если школе нужны были дрова, он пилил их с
ребятами; добыл книги на русском языке в брошенной панской усадьбе, а потом
читал и объяснял ребятам “Войну и мир” Толстого. Мороз видит в своих учениках
будущих личностей; понимает пользу и необходимость учебы, поэтому отстаивает
каждого ученика. Маленьких Ольгу и Лену Удодовых учитель провожает домой через
лес. Алесь Иванович, может быть, был не так образован, как другие учителя, но
он имел прекрасную душу и доброе сердце.

Недаром Павел
Миклашевич предпочел жить не дома, где его обижали, а у учителя. Мороз сумел
отстоять право ребенка сделать свой выбор. Ученики любили и уважали своего
учителя, хотя никогда не говорили ему об этом в лицо.

Коля Бородич не
уехал в пятый класс и ходил повторно в четвертый, лишь бы в Сельце. Мороз
“спас” Бородича от суда, когда тот осквернил католический храм, взяв вину на
себя. Алесь Иванович “доложил начальству, будто все это результат его не совсем
продуманного воспитания”. А тут и война пришла. Мороз и при немцах остался в
школе работать, детей учить, говоря: “Плохому я не научу. А школа необходима,
не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал
этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько
смогу, разумеется”.

Понял Ткачук,
бывший заведующий РОНО, что работает Мороз “если не на наше нынешнее, так на
будущее. Ведь будет и у нас будущее. Должно быть”.

Вокруг Мороза
сколотилась группа ребят: Коля Бородич, Павел Миклашевич, Тимка и Остап Кожаны,
Смурный Николай и Смурный Андрей. Они хотели защитить своего любимого учителя
от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили основы
моста, полицейские отделались легким испугом, а ребята оказались в тюрьме.
Партизаны ничем помочь не могли. Тогда Мороз добровольно ушел к ребятам, чтобы
в тюрьме поддержать дух воспитанников. “Он им ничего о себе не сказал. Только
подбадривал. Говорил, что жизнь человеческая несоразмерна с вечностью и
пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом
вечности... их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой —
самой высокой из всех возможных в мире наград”. Когда повели всех на расстрел,
Мороз сумел спасти Павла Миклашевича.

Учитель до
конца оставался со своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно
умереть, коль он не сумел их уберечь.

Повесть имеет
кольцевую композицию. Автор использует “рассказ в рассказе”, прием, придающий
достоверность повествованию. Очевидец рассказывает о событии, которое сам
пережил. Мы верим Ткачуку, его объективному взгляду на поступок учителя Мороза.
Сейчас трудно поверить, что было время, когда честного, самоотверженного
человека могли оклеветать подонки, а доказать правду было невозможно.

Повесть В.
Быкова “Обелиск” — предупреждение нам, что зло легче предотвратить, чем
остановить, когда оно уже возникло.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Практические аспекты применения различных видов контрацептивов в подростковом возрасте
Реферат Законность. Дисциплина в управлении
Реферат Программа дисциплины "Биохимия молока и мяса"
Реферат Использование народной сказки в процессе формирования экспрессивности речи детей
Реферат Методи та форми активізації навчально-пізнавальної діяльності студентів
Реферат М.А.Шолохов: "Тихий Дон"
Реферат Системы управления базами данных 2
Реферат 1 Олимпиада проводится с целью: совершенствования качества подготовки специалистов по специальности 260502 Технология продукции общественного питания
Реферат Great Gatsby Quest Essay Research Paper Nick
Реферат Технология производства строительного гипса
Реферат Пофасадное регулирование теплового режима здания тепловые завесы
Реферат Burning Fat Ang Gaining Muscle Essay Research
Реферат Особенности работы PR-специалиста с государственными и общественно-политическими объединениями
Реферат Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Реферат МЕТОДИЧКА ДИПЛОМ