Смысл
заглавия романа М.Горького "Мать". Образ Ниловны.
В 1909 году М.
Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более
емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая
Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький
стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по
его мнению, в среде рабочего класса.
Писатель
указывает на реальный прототип своей героини: “Ниловна — портрет матери Петра
Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала в
организации, развозила литературу, переодетая странницей, в
Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”. То, что существование
человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь
Ниловны — это путь простого человека в революцию.
Авторское
отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в
развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в
книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу
дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в
романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что
люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей
книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына, И в конце
произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения
за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она
всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно
чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть
страх (“Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь
сына-то. Никто не боится!”).
С образом
матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго
рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения
Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был
возраст, на котором “бабий век” заканчивался, В начале книги Горький вообще
утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна —
сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери
писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить.
Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она
просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
Если в начале
произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее
вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться.
Таким образом,
процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.
И наконец,
Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о
назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере
осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится
историей возрождения души, освобождения личности от страха.
Поставив в
центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего
не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе
постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна —
источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна
начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех
детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к
неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного
человека”, Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной
матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это
заложено в ней изначально.
Для Горького
чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать
ищет. В тексте постоянно появляется слово “Бог”. Воспитанная на православных
канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить
справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут
люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну
сильнейшее впечатление. А потому она говорит: “Несчастная она, наша бабья любовь.
Любим мы то, что нам надо.,. Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в
Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они — чисто любят,
веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так? а люблю свое, близкое”. Что же
отвечает ей Андрей Находка? “Все любят близкое, но в большом сердце и далекое
близко. Вы много можете. Велико в вас материнское”, Любовь матери, дарующей
жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовь природная, подобно
той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея,
который мечтает: “Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом,
когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные,
великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его
вознесется высоко”.
Смысл заглавия
произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери,
рождающей “будущее в детях своих”. М. Горький подытоживает те представления о
матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит:
“Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим
в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” (“Сказки об
Италии”}Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором
звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детей своих на одиноком
пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью
освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить
своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо
она — мать.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/