Значение
комедии "Горе от ума"
Не являясь
профессиональным писателем, А С Грибоедов остался в истории нашей культуры
автором одного гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю
русскую литературу.
"Горе от
ума" (1824 год) появилась в счастливый момент - за несколько месяцев до
выступления декабри-стов. В комедии драматург реалистически убедительно показал
накаленную обстановку в дворянском обществе, изобразив основной конфликт своего
времени - столкновение консервативных дворян с новыми силами в лице Чацкого. По
богатству содержания и художественному оформлению "Горе от ума"
явилось комедией исключительной, для того времени небывалой в русской и
европейской литературе. Ее значение необычайно велико.
Безусловно,
пьеса очень важна в познавательном отношении. В комедии представлена широкая
картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812-го года. В своей
пьесе А.С.Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические,
нравственные) волновали в то время (10-20ые годы XIX-го века) русское общество.
Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к
крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве "свое
суждение иметь" или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных,
о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом
другом.
Косные дворяне
испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству.
В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства,
крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов, передовых людей, близких
декабристам по взглядам. В качестве материала для своей комедии драматург взял
подлинную жизнь московских дворян и показал ее реалистически, изобразив
конфликт декабристски настроенного Чацкого с защитниками "века
минувшего". А С Грибоедов показал в пьесе "процесс отрыва передовой
части дворянства от косной среды и борьбу с нею". Он сумел увидеть нового
передового героя в самой жизни. Не зря многие считали, что прототипом Чацкого
был выдающийся современник автора П. Я. Чаадаев.
И все же образ
Чацкого - это собирательный образ эпохи декабристов, своеобразный "герой
времени". Александр Андреевич Чацкий - новый тип личности героя. Это
первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента,
"выламывающегося" из своей сословной среды (как и сам А С Грибоедов),
образ "мыслящего друга человечества…". А.И. Герцен писал: "Чацкий
- это декабрист". И герой во многом близок декабристам. В своих монологах
он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую
идеологию, дух свободомыслия ("Он вольность хочет проповедать", - так
говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение "делу, а не
лицам" ("Служить бы рад, прислуживаться тошно"). Чацкий в
комедии - второе "я" Грибоедова, в его уста автор вложил свои мысли и
представления о жизни. Так драматург дал возможность своему герою выразить
самую актуальную в то время - вольнолюбивую тенденцию русского общества
("слово" Чацкого есть его "дело").
Пьеса
А.С.Грибоедова имеет непреходящее историческое значение. Автор на современном
ему материале изобразил не только героя своего времени, но и социальный
конфликт "старых" сил и "новых", в чем проявился
"конкретный историзм" драматурга. Он "перенес" в комедию
характерные черты общественных и бытовых явлений того времени. С образом
главного героя, Чацкого, связан исторический оптимизм пьесы. Да, на сцене
Чацкий одинок, но у него есть друзья-единомышленники ("В друзьях особенно
счастлив"), есть последователи (двоюродный брат Скалозуба, который
"службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать", племянник
княгини Тугоуховской, князь Федор).
Многие
декабристы предвидели свою гибель, но "прочно стояли на позиции
исторического оптимизма", видя свой долг в том, чтобы "выступлением
разбудить целое поколение". Новое всегда побеждает, поэтому Чацкий
"неизбежен при каждой смене одного века другим". Сама ситуация борьбы
Чацкого с косностью, столкновения с барской Москвой типична и вечна, как мир. В
этом и заключается бессмертие "Горе от ума".
Комедию А.С.
Грибоедова отличает драматургическое и художественное мастерство. Так, автор
создал великолепную галерею образов, в которой все персонажи написаны ярко,
впечатляюще. Драматург сумел избежать схематизма в изображении героев,
великолепно передал сложность психологии персонажей, внутреннюю логику их
чувств. Как гениальный реалист, А С Грибоедов показал человека в одно и то же
время как индивидуальную личность и как лицо типичное, поэтому его герои
представляют типические обобщения огромной силы. Создавая своих героев, автор
решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей.
В комедии
каждый говорит свойственным ему живым, разговорным русским языком. Как и
предсказывал АСП, многие стихи комедии вошли в нашу речь. Кроме того, глубокий
смысл комедии состоит в том, что в пьесе показано, как в условиях
крепостничества, деспотизма обречены на гонения всякая независимая мысль,
искренние чувства. Так, личная драма Чацкого разрастается в общественную драму
целого поколения передовых людей декабристской эпохи. Не зря А. Бестужев
пророчил: "Будущее оценит сию комедию и поставит ее в число первых
творений…"
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/