«Евгений
Онегин». Роман в стихах
Прими собранье
пестрых глав,
Полусмешных,
полупечальных,
Простонародных,
идеальных,
Небрежный плод
моих забав...
А. С. Пушкин
В 1831 году в
Болдине был в основном закончен «многолетний труд» А. С. Пушкина — роман в
стихах «Евгений Онегин», работа над которым, длительная и настойчивая, как ни
над каким другим произведением, падает на самый цветущий период творчества
поэта. «Евгений Онегин» является во всех отношениях центральным пушкинским
творением. В этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности»
поднимается во весь свой рост. Роман многопланов, недаром В. Г. Белинский
назвал его «энциклопедией русской жизни».
Поэт отражает
окружающий мир с небывало широким, подлинно энциклопедическим охватом и в то же
время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. С
первых же строф романа ощущается привычная обстановка, атмосфера чисто русской
действительности.
Бывало, он еще
в постеле: к нему записочки несут.
Что?
Приглашенья? В самом деле,
Три дома на
вечер зовут:
Там будет бал,
там детский праздник,
Куда ж поскачет
мой проказник?
С кого начнет
он? Все равно:
Везде поспеть
немудрено.
Деревенские
пейзажи «Евгения Онегина» представляли собой явление в русской литературе
дотоле небывалое, Пушкин совершил подлинное эстетическое открытие родной
природы, показал читателям, сколько прекрасного и поэтического в том, что их
постоянно окружает, что всем так привычно и с детства знакомо.
Уж реже
солнышко блистало,
Короче
становился день,
Лесов
таинственная сень
С печальным
шумом обнажалась,
Ложился на поля
туман,
Гусей крикливых
караван
Тянулся к югу:
приближалась
Довольно
скучная пора;
Стоял ноябрь уж
у двора.
Очень важно,
что в пушкинском стихотворном романе пред стали перед читателем подлинно живые
образы реальных людей, заключавшие широкое художественное осмысление тенденций
русского общественного развития.
Вот мой Онегин
на свободе;
Острижен по
последней моде,
Как dandy лондонский
одет —
И наконец
увидел свет.
В свою деревню
в ту же пору
Помещик новый
прискакал...
По имени
Владимир Ленский,
С душою прямо
геттингенской,
Красавец, в
полном цвете лет,
Поклонник Канта
и поэт.
И что еще
важнее, автор сделал героиней своего романа женщину, реалистически обрисовал ее
черты, наделил незаурядным умом и тонкими чувствами.
«Скажи: которая
Татьяна?» —
Да та, которая
грустна
И молчалива,
как Светлана,
Вошла и села у
окна. —
«Неужто ты
влюблен в меньшую?» —
А что? — «Я выбрал
бы другую,
Когда б я был,
как ты, поэт.
В чертах у
Ольги жизни нет...
«Евгений
Онегин» — общественно-бытовой роман. Субъективное лирическое начало занимает в
нем исключительно видное место. Мы все время ощущаем присутствие поэта, который
неизменно выражает свое отношение ко всему, о чем он рассказывает и что
показывает, дает оценку героям, их поведению, поступкам. В этом — одна из
отличительных особенностей «Онегина» по сравнению с последующими русскими
классическими романами.
С этим прямо
связана и его необычная, переходная от поэмы к роману, стихотворная форма. Но в
то же время субъективное начало ни в какой мере не являлось в пушкинском романе
в стихах господствующим. Органически сочетаясь, лирическая и эпическая стихии
остаются равноправными по отношению друг к другу; голос автора, который не
перестает звучать на протяжении всего произведения, наоборот, способствует
реалистической широте и правдивости изображаемых героев и картин.
«Евгений
Онегин» — роман о современной поэту русской действительности, о его поколении и
их судьбах. Авторское, порой почти автобиографическое сквозит в той или иной
степени. Но поэт не сливается ни с одним персонажем романа, и как бы близок и
даже родственен герой ему ни был, Пушкин не подменяет его собой.
Всегда я рад заметить
разность
Между Онегиным
и мной,
Чтобы
насмешливый читатель
Или
какой-нибудь издатель
Не повторял
потом безбожно,
Что намарал я
свой портрет,
Как будто нам
уж невозможно
Писать поэмы о
другом,
Как только о
себе самом.
Безусловно,
Евгений Онегин близок поэту, ибо в нем воплощены те же черты, которые, по
словам автора, являлись «отличительными для молодежи 20-х годов XIX века». Но
мы знаем, что Евгений - не автопортрет Пушкина. С первых же строк романа автор
обрисовывает характер своего героя. Онегин — человек острой и трезвой мысли,
эгоист, скептик, превосходно разбирающийся в «низком коварстве», лжи и
лицемерии существующих патриархально-семейных связей. В отличие от большинства
светских молодых людей, Евгений не только пресыщен удовольствиями, но и глубоко
не удовлетворен собственным праздным и пустым существованием. Отсюда и
снедающий его «недуг»: разочарованность - «преждевременная старость души»,
«русская хандра».
Пушкин называет
Онегина «вторым Чаадаевым». Евгений оставляет «свет», уединяясь в своем
кабинете, но автором «философских писем» не становится, так как «труд упорный
ему был тошен»
В столкновении
Онегина с Ленским показан крах героя в дружбе.
Враги! Давно ли
друг от друга
В отношении к
Татьяне — неспособность Онегина искренне любить. Евгений, каким он показан в
романе, каким вошел в сознание читателей и критики, в историю русской
литературы и общественной мысли, являет собой яркий образ «лишнего человека»,
по выражению Герцена, «умной ненужности», впервые с такой правдой и полнотой
художественно открытый Пушкиным.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/