"Мильон
терзаний" Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова "Горе от ума")
Единственный
персонаж, задуманный и исполненный в комедии "Горе от ума", как
близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней:
"Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку:"
В этом
персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он
представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго
"не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора:
"Софья начертана неясно". И только Гончаров в "Мильоне
терзаний" в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж
и его роль в пьесе.
Софья - лицо
драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так
же как и Чацкий - натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И
пусть предмет ее страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной,
напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи
играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир
для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все
мысли только о скорой встречи.
В Софьи воплотилась
сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она
прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее
отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе.
Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви,
казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе
самому неподходящему человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и
одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту
изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать:
"Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?"
Софье с самого
начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и
предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и
безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей
кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого
ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро
опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется,
что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной
свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое
сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов пьесы.
Как же
случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца,
бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о
безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую
литературную героиню - Марью Болконскую из "Войны и мира". Вспомним,
как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не
смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет,
разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает
логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути
нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали
девушки-дворянки его эпохи. В "Горе от ума" есть исчерпывающее
определение такого образования:
Берем же
побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших
дочерей всему учить, всему -
И танцам! И
пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в
жены их готовим скоморохам.
Как отчетливо
сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания:
кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были
серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся
система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые
знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества.
Софья не умеет думать - вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой
шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой
путь.
С одной
стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви
бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью.
Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная
девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит
различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное
чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь "отбывает
повинность". С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в
соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов
представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от
девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки.
Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится
любая барышня - и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных,
почтение окружающих - и так до того момента, когда "с бала да в
могилу". И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин - просто
идеал!
И как это ни
трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от "молчалинского
типа". Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная
Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается::ъ
будьте рады,
Что при
свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более
вы робости во нраве,
Чем даже днем,
и при людях, и въяве;
В вас меньше
дерзости, чем кривизны души.
Даже это
"кривизна души", доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше,
чем дерзость - определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на
криводушии - поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о
безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине,
Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее
избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья, безусловно, - натура
неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества
получили страшное, уродливое развитие - вот почему поистине драматичен образ
главной героини "Горя от ума".
Лучший анализ
образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи "Мильон терзаний" он
сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в
ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают
особого внимания: "Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она
грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все:" "Это - смесь
хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и
убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не
имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее
круга".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/