Идейно-художественное
своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
В одном из
своих писем Н.В. Гоголь, комментируя пьесу "Ревизор", которая была
неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на
театральной сцене, писал: " В "Ревизоре" я решился собрать в
одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем".
Этот замысел
нашел блестящее воплощение в пьесе. Писатель практически отказывается от
традиций классицизма и создает социально-политическую комедию, которая
представляет собой широкую картину чиновничье-бюрократического правления в
России тридцатых годов, где царствует, по словам В.Г.Белинского, “корпорация
разных служебных воров и грабителей". Завязкой и сюжетным конфликтом в
пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а
событие общественного значения.
В образе
мелкого петербургского чиновника Хлестакова Гоголь воплотил хлестаковщину -
особое порождение российского сословно-бюрократического строя. Ведь этот
человек не просто выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и
никогда не будет. От этого изображения он имеет материальную выгоду, а значит,
своеобразно превышает свои права и полномочия.
"Ревизор"
отличается не только своеобразием жанра, но и оригинальностью композиции.
Например, вопреки всем предписаниям и нормам, действие в комедии начинается с
отвлекающих событий, с завязки. Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь на
частности, вводит в суть вещей, в суть драматического конфликта, который
заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичного
ревизора свои служебные преступления. В знаменитой первой фразе комедии дана
фабула и ее импульс - страх. "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы
сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". - сообщает
городничий собравшимся у него чиновникам. Своей первой фразой Гоголь как бы
очень туго закрутил пружину, которая затем начинает стремительно
раскручиваться.
Основа
комедийности пьесы - алогизм, излюбленный прием Гоголя-сатирика. В ней, как и
во многих произведениях писателя, многое алогично и не поддается объяснению с
точки зрения здравого смысла. Как бы поменялись местами городничий и Хлестаков.
Суть
комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с
призраком, который они создали в своем воображении. И здесь снова проявляется
гоголевский алогизм. Глупый Хлестаков сумел обмануть и так ловко провести
многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников. Он потому оказался
хитрее, что был простодушнее, ведь он не собирался обманывать и говорит в
гостинице так правдиво и искренне, что городничий даже не сомневается: перед
ним опытный ревизор, который хочет обвести его вокруг пальца. Будь Хлестаков сознательным
лгуном, он оказался бы понятным, и разгадать его было бы проще. Конечно же не
последнюю роль в этом сыграл и всеобщий страх, этот импульс, на котором
держится конфликт в комедии. Именно страх не дает открыть глаза городничему и
чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья,
в который трудно поверить даже человеку непросвещенному. Первая реплика, пройдя
определенный путь по окружности, замкнула ее в кольцо а заключительной сцене
пьесы. Поэтому "Ревизор" имеет "кольцевую композицию", что
отнюдь не характерно для произведений сценических.
Поражает
своеобразие сатирических приемов, используемых Гоголем в комедии. Здесь можно
встретить яркие говорящие фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав
Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Этот сатирический прием
заимствован Гоголем у классицистов. Гоголь выступает тонким мастером речевой
характеристики героев. Речь каждого персонажа представляет собой законченную
стилистическую систему, в которой, словно в фокусе, отражается соответствующий
характер.
Написанная
более ста пятидесяти лет тому назад, комедия "Ревизор" не перестает
восхищать читателей и зрителей резкой сатирой и художественным своеобразием.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/