Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Личность и общество в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Личность и
общество в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Рассказ Л. Н.
Толстого “После бала” — позднее его произведение, написанное в 1903 году, в
эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую
Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало
несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает
ситуацию в стране.

Хотя мы видим,
что действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века, в николаевскую
эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны
параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый
взгляд эпохи. Но “армейская” проблема не основная в рассказе, главный акцент
сделан на вопросах нравственных.

Я думаю, что
главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или
случай.

Герой рассказа
— дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало
рассуждающий: “...не было у нас в то время в нашем университете никаких
кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно
молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика
не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку,
не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это
— обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.

Идея рассказа
раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные
герои — Иван Васильевич и полковник, отец Вари — девушки, в которую был влюблен
рассказчик. Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Но
главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор
показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность.

Рассказ
разделен на две части — бал и после бала, притом первая часть намного объемнее.
Что же мы видим вначале? Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован
Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом — полковником, она дарит ему
перо из веера и перчатку, юноша на седьмом небе от радости. Но что же потом? Он
идет пройтись под влиянием впечатления, полон мечтаний, иллюзий и вдруг видит
ужасную сцену на плацу — избиение татарина солдатами под командованием
“доброго” и обаятельного отца Вареньки. То, что увидел рассказчик, разрушило
его мечты и грезы, изнанка действительности грубо вторглась в его интимную
жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Толстой использовал прием
антитезы, который виден на разных уровнях: полковник на балу и после него, в
первом случае милый и обходительный человек, во втором же — символ жестокой
военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей,
затем сцена бала и унижение человека, счастье главного героя и его
разочарование и даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под
которые истязали солдата. То есть мы видим, что первая часть — это любовь, а
вторая — разочарование и разрушение всего созданного. Иван Васильевич разлюбил
Варю, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Если смотреть с
обывательской точки зрения, то, конечно, да: не увидь он жестокой расправы с
татарином, он так и пребывал бы в неведении о том, что делается “на другой
стороне медали”. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай,
а среда сломала его наивный мир, она нанесла ему нокаутирующий, ошеломляющий
удар.

Естественно,
вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку. Не
случайно ведь рассказ назван “После бала”.

Мне кажется,
что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает
покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.

К сожалению,
герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему? Он остался
одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то
утро. Такое впечатление, что его жизнь — замкнутый круг, из которого он так и
не вырвался.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модули памяти
Реферат Three Universal Deadly Sins Essay Research Paper
Реферат Розрахунок технічних параметрів радіолокаційної станції (РЛС)
Реферат Юридический анализ статьи 178 УК РФ недопущение ограничение или устранение конкуренции
Реферат 10 (763), 20-26. 03. 2009, стр. 2
Реферат Zlata
Реферат Brown Vs The Board Of Education Essay
Реферат Глобальное потепление усиление землетрясений и стихийных бедствий вследствие истощения озоновог
Реферат Теория Якобинской диктатуры
Реферат Современная форма концентрации товарного обращения на примере магазинов Компьютерный Мир
Реферат Климента папы Римского церковь на Ордынке в Москве
Реферат Финансовый менеджмент: цели и задачи
Реферат Кантовская постановка вопроса о взаимозависимости науки и нравственности
Реферат Здравомысленный заяц
Реферат Мова як засіб і матеріал формування та становлення особистості людини