Какой смысл
придавал Пушкин поэту и поэзии
Геннадий
Красухин
Об устойчивом представлении образа поэта-пророка в лирике
Пушкина я уже писал и пытался показать, что стихотворение “Пророк” о пророке и
написано и что к поэту герой этого произведения отношения не имеет.
Между тем есть
у Пушкина такие стихи, как “Поэт”, “Поэту”, “Эхо”, “Поэт и толпа” и подобные
им, опираясь на которые, можно уяснить себе, какой виделась миссия поэта их
автору.
Прежде всего,
не такой благостной, как это изображают авторы многих учебников: поэт у Пушкина
выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их
оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними
право на так называемый “социальный заказ”. Знаменитое латинское: “Procul este,
profani” — “прочь, непосвящённые”, — вынесенное Пушкиным в эпиграф
стихотворения “Поэт и толпа”, реет и над другими его стихами: “Поэт! не дорожи
любовию народной” потому, в частности, что “Ты сам свой высший суд; // Всех
строже оценить умеешь ты свой труд” (“Поэту”), “…Лишь божественный глагол // До
слуха чуткого коснётся…”, как поэту становится невыносимо душно среди людей:
“Тоскует он в забавах мира, // Людской чуждается молвы, // К ногам народного
кумира // Не клонит гордой головы” (“Поэт”), наконец, поэт подобен эху, которое
хотя и откликается “на всякий звук”, но само не знает отклика — ему “нет
отзыва”!
Но с другой
стороны, как же нет отзыва, когда в стихотворении “Поэт и толпа” люди
выказывают эту готовность, подступаясь к поэту: “Ты можешь, ближнего любя, //
Давать нам смелые уроки, // А мы послушаем тебя”?
Обещание такого
отзыва не радовало Пушкина, о чём он и писал в неоконченном стихотворении
1830года “Ответ анониму”: “Холодная толпа взирает на поэта, // Как на заезжего
фигляра…”, а в стихотворении “Поэт и толпа” отгонял от себя тех, кто
благосклонно соглашался поучиться смелым урокам, обличающим людские пороки:
“Подите прочь — какое дело // Поэту мирному до вас!” Потому что не собирался
потрясать, восхищать или удивлять толпу ни гневными инвективами в её адрес, ни
чудовищными её разоблачениями. Он сравнивал это с фиглярством, с фокусничаньем,
понимая, какое любопытство вызывает у толпы каждый подобный наставник морали и
как легко насыщается такое любопытство, ибо ничего нового оно толпе не
открывает, — толпа и сама говорит о себе: “Мы малодушны, мы коварны, //
Бесстыдны, злы, неблагодарны; // Мы сердцем хладные скопцы, // Клеветники,
рабы, глупцы; // Гнездятся клубом в нас пороки”. Фиглярством со стороны поэта
будет здесь облечение всего этого в художественную форму, которая может
поразить воображение необычной рифмой, невиданным тропом, волнующим перифразом.
Потому и отказывается Пушкин от “социального заказа” толпы, что такой заказ не
имеет никакого отношения к нравственной природе поэзии.
Он дал
исчерпывающее определение этой природы в своём последнем стихотворении “Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где не перечислял, как думают,
собственные заслуги, когда писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал, —
а говорил
только, что как художник не изменял природе искусства. Ибо провозглашённое
Пушкиным — не отличительный признак только его творчества, но отличительный
признак всякого настоящего художества. Пушкин писал не о задаче, которую волен
ставить и волен не ставить перед собой тот или иной художник, и даже не о
программе, действительной для одного творца и неприемлемой для другого. Он
говорил о, так сказать, трёх китах, на которых держится искусство, трёх его
заповедях, друг с другом связанных и друг другом обусловленных, составляющих
нравственное триединство: пробуждать в душах чувства добрые, утверждать свободу
как главную человеческую ценность и призывать к милосердию.
А то, что
соблюдающий все заповеди искусства будет любезен (то есть люб, мил, — смотри
пушкинский Словарь языка) людям, верно и понятно. Ведь именно к читателям
обращено творчество художника. Кому же как не им оценить нравственную глубину,
которую оно в себе таит. Да, Пушкин писал: “Поэт! не дорожи любовию народной”,
но это значило только: не позволяй делать из себя кумира и помни, что такая
любовь преходяща. Не обольщайся восторгами, лестью, экзальтированным вниманием
толпы: “Ты сам свой высший суд”, вот и суди себя по вечным законам искусства!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/