Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии

Какой смысл
придавал Пушкин поэту и поэзии

Геннадий
Красухин

Об устойчивом представлении образа поэта-пророка в лирике
Пушкина я уже писал и пытался показать, что стихотворение “Пророк” о пророке и
написано и что к поэту герой этого произведения отношения не имеет.

Между тем есть
у Пушкина такие стихи, как “Поэт”, “Поэту”, “Эхо”, “Поэт и толпа” и подобные
им, опираясь на которые, можно уяснить себе, какой виделась миссия поэта их
автору.

Прежде всего,
не такой благостной, как это изображают авторы многих учебников: поэт у Пушкина
выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их
оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними
право на так называемый “социальный заказ”. Знаменитое латинское: “Procul este,
profani” — “прочь, непосвящённые”, — вынесенное Пушкиным в эпиграф
стихотворения “Поэт и толпа”, реет и над другими его стихами: “Поэт! не дорожи
любовию народной” потому, в частности, что “Ты сам свой высший суд; // Всех
строже оценить умеешь ты свой труд” (“Поэту”), “…Лишь божественный глагол // До
слуха чуткого коснётся…”, как поэту становится невыносимо душно среди людей:
“Тоскует он в забавах мира, // Людской чуждается молвы, // К ногам народного
кумира // Не клонит гордой головы” (“Поэт”), наконец, поэт подобен эху, которое
хотя и откликается “на всякий звук”, но само не знает отклика — ему “нет
отзыва”!

Но с другой
стороны, как же нет отзыва, когда в стихотворении “Поэт и толпа” люди
выказывают эту готовность, подступаясь к поэту: “Ты можешь, ближнего любя, //
Давать нам смелые уроки, // А мы послушаем тебя”?

Обещание такого
отзыва не радовало Пушкина, о чём он и писал в неоконченном стихотворении
1830года “Ответ анониму”: “Холодная толпа взирает на поэта, // Как на заезжего
фигляра…”, а в стихотворении “Поэт и толпа” отгонял от себя тех, кто
благосклонно соглашался поучиться смелым урокам, обличающим людские пороки:
“Подите прочь — какое дело // Поэту мирному до вас!” Потому что не собирался
потрясать, восхищать или удивлять толпу ни гневными инвективами в её адрес, ни
чудовищными её разоблачениями. Он сравнивал это с фиглярством, с фокусничаньем,
понимая, какое любопытство вызывает у толпы каждый подобный наставник морали и
как легко насыщается такое любопытство, ибо ничего нового оно толпе не
открывает, — толпа и сама говорит о себе: “Мы малодушны, мы коварны, //
Бесстыдны, злы, неблагодарны; // Мы сердцем хладные скопцы, // Клеветники,
рабы, глупцы; // Гнездятся клубом в нас пороки”. Фиглярством со стороны поэта
будет здесь облечение всего этого в художественную форму, которая может
поразить воображение необычной рифмой, невиданным тропом, волнующим перифразом.
Потому и отказывается Пушкин от “социального заказа” толпы, что такой заказ не
имеет никакого отношения к нравственной природе поэзии.

Он дал
исчерпывающее определение этой природы в своём последнем стихотворении “Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где не перечислял, как думают,
собственные заслуги, когда писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал, —

а говорил
только, что как художник не изменял природе искусства. Ибо провозглашённое
Пушкиным — не отличительный признак только его творчества, но отличительный
признак всякого настоящего художества. Пушкин писал не о задаче, которую волен
ставить и волен не ставить перед собой тот или иной художник, и даже не о
программе, действительной для одного творца и неприемлемой для другого. Он
говорил о, так сказать, трёх китах, на которых держится искусство, трёх его
заповедях, друг с другом связанных и друг другом обусловленных, составляющих
нравственное триединство: пробуждать в душах чувства добрые, утверждать свободу
как главную человеческую ценность и призывать к милосердию.

А то, что
соблюдающий все заповеди искусства будет любезен (то есть люб, мил, — смотри
пушкинский Словарь языка) людям, верно и понятно. Ведь именно к читателям
обращено творчество художника. Кому же как не им оценить нравственную глубину,
которую оно в себе таит. Да, Пушкин писал: “Поэт! не дорожи любовию народной”,
но это значило только: не позволяй делать из себя кумира и помни, что такая
любовь преходяща. Не обольщайся восторгами, лестью, экзальтированным вниманием
толпы: “Ты сам свой высший суд”, вот и суди себя по вечным законам искусства!
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Win и способы его настройки
Реферат Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского
Реферат Кредит и его роль в становление рыночных отношений
Реферат Потребительское кредитование на примере ООО "Русфинанс банк"
Реферат Creatine Essay Research Paper CREATINE Athletes will
Реферат Жизнь Л.Троцкого
Реферат Catcher In The Eyes And Rebel Without
Реферат Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях
Реферат Основы конституционного права Китайской Народной Республики
Реферат Преломление готической традиции в произведении Эдгара По "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима"
Реферат Бенчмаркінг порівняльний конкурентний аналіз
Реферат The Genetics Of Violence Essay Research Paper
Реферат Теория бухгалтерского учета 2 Предмет метод
Реферат Gutter=113> БашҠортостан республикаҺы БашҠортостан республикаҺыныҢ
Реферат Роль речи и мышления в развитии детей с нарушениями зрения