"Вишневый
сад": анализ чеховской пьесы
Вспомним
чеховские рассказы. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех... Таковы и
его пьесы — пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским
современникам. Но именно в них ярче и глубже всего проявилась “акварельность”
чеховских красок, его проникновенный лиризм, его пронзающая точность и
откровенность.
Драматургия
Чехова имеет несколько планов, и то, что говорят герои — отнюдь не то, что
скрывает за их репликами сам автор. А то, что он скрывает, может быть, вовсе не
то, что он хотел бы донести до зрителя...
От этой
многоплановости — сложности с определением жанра. Например, пьесу
“Вишневый сад”
сам автор называл комедией. Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?
Как известно с
самого начала, имение обречено; обречены и герои — Раневская, Гаев, Аня и Варя
— им не на что жить, не на что надеяться. Предлагаемый Лопахиным выход для них
невозможен. Все для них символизирует прошлое, какую-то давнюю, прекрасную
жизнь, когда все было легко и просто, и даже умели сушить вишню и возами
отправлять в Москву... Но теперь сад состарился, урожайные годы редки, способ
приготовления вишни забыт... Постоянное неблагополучие чувствуется за всеми
словами и поступками героев... И даже надежды на будущее, высказанные одним из
самых деятельных героев — Лопахиным — неубедительны. Неубедительны и слова Пети
Трофимова: “Россия — наш сад”, “надо работать”. Ведь сам Трофимов — вечный
студент, который никак не может приступить к какой-либо серьезной деятельности.
Неблагополучие и в том, как развиваются отношения между героями (Лолахин и Варя
любят друг друга, да почему-то не женятся), и в их разговорах. Каждый говорит о
том, что его интересует в данный момент, и нс слушает других. Героям Чехова
свойственна трагическая “глухота”, поэтому в диалогах мешается важное и мелкое,
трагическое и глупое.
Ведь в
“Вишневом саде”, как и в человеческой жизни, перемешаны обстоятельства
трагические (материальные трудности, неспособность героев к действию),
драматические (жизнь любого из героев) и комические (например, падение Пети
Трофимова с лестницы в самый напряженный момент). Везде виден разлад, даже в
том, что слуги ведут себя, как господа. Фирс говорит, сравнивая прошлое и
настоящее, что “все враздробь”. Существование этого человека словно бы
напоминает молодым, что жизнь началась давно, еще до них. Характерно и то, что
его забывают в имении...
И знаменитый
“звук лопнувшей струны” — это тоже символ. Если натянутая струна — готовность,
решительность, действенность, то лопнувшая струна — конец. Правда, есть еще
неясная надежда, ведь повезло же соседнему помещику Симеонову-Пищику: он не
лучше других, а у него то глину нашли, то прошла железная дорога...
Жизнь и
грустна, и весела. Она трагична, непредсказуема, — об этом и говорит Чехов в
своих пьесах. И поэтому так трудно определить их жанр — ведь автор одновременно
показывает все стороны нашей жизни...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/