«Страна
березового ситца» в лирике С. А. Есенина
Сергей Есенин —
певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем
биение беспокойного и нежного сердца. В них "русский дух", в них
"Русью пах- нет". Он как бы создан специально для поэзии.
Размашистые,
удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности,
страстной любви к беспредельным просторам родных полей. Уже первые стихи
Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит,
развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою --:
колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого
леса, "метелица ковром шелковым стелется", и голодным воробушкам под
вихри снежные снится весна. Есенинская зарница не просто светит в темной ночи,
сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт
серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине
зимнего леса отчетливо горят снежинки в золотом огне луны, роса превращается в
синие хлопья на зеленых кустах лугов. Увядание природы Есенин уподобляет
пожару, осень — поджигателю, отсюда образ: "горек запах черной гари, осень
рощи подожгла".
Казалось бы,
противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить
голые деревья, "сожженные пожаром осени". У Есенина цвет и звук
соединяются в одном образе: "звонкий мрамор белых лестниц",
"стозвонные зеленя". Удивительно умение поэта находить новые оттенки
для употребления. Если белый цвет черемухи Есенин сравнил со снегом
("сыплет черемуха снегом"), то дальше следует такой образ: "Как
метель, черемуха машет рукавом". Березка привлекает внимание поэта своей
стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный
наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки
превращаются то в "шелковые косы", то в "зеленые сережки",
а цвет ее ствола — то в "березовое молоко", льющееся по равнинам родной
земли, то в "березовый ситец". При дуновении летнего ветра ветки
березок колышутся и, "как сережки", звенят.
Поэт очень
удачно замечает сходство стройной березки с девушкой, а звон украшающих ее
сережек и кос — с ветвями дерева. Россия представляется поэту как бескрайние
просторы родных полей, лугов, лесов, рек, озер, наполненных своими
многоголосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и суточные цвета, со своими
запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в постоянном
движении, с визгом и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий,
подчас закованный в ледяные латы и разливающийся половодьем, то хмурый и
пасмурный. Нескольких строк поэту достаточно для создания законченной и яркой
картины: По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и место действия,
и его образ в звуках и запахах.
Конечно,
творчество Есенина очень противоречивое и неоднородное, порой беспросветно
грустное и безысходное, порой жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но мне
кажется, что именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского
творчества.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/