Композиционное
своеобразие романа "Герой нашего времени"
Композиционная
сложность романа неразрывна связана с психологической сложностью образа
главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого
образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в
соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу
нашел композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно
приближается к герою.
Композиция
романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. В первой части мы
видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к
Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница
социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов
сознания и дети разных эпох. Для штабс - капитана, старого кавказца, его
молодой приятель - явление чужеродное , странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе
Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный , таинственный.
Максим Максимыч
неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ - один из важнейших в романе ,
ибо этот человеческий тип очень характерен для России первой половины минувшего
века. В условиях вечной войны формировался новый тип "русского
кавказца" - чаще всего это были люди, подобные Ермолову , превыше всего
ставящие закон силы и власти , и их подчиненные - добрые, искренние и
нерассуждающие воины. Такой тип и воплощен в образе Максима Максимыча.
Кавказ называли
"теплой Сибирью", куда в действующую армию ссылали неугодных - в
частности и многих декабристов. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать
в "настоящем деле" , туда стремились и как в экзотическую страну
чудес, в край свободы... Эти черты Кавказа так или иначе сродни Печорину: в нем
есть нечто от черкеса (его безумная скачка на коне по горам без дороги после
первом свидания с Верой!); он естествен в кругу княжны Лиговской. Единственный
человек с кем у Печорина нет ничего общего, это Максим Максимыч. Лапши разных
поколений, разных эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и Печорин
абсолютно чужды друг другу. Потому и запомнился Максиму Максимычу его давний
подчиненный, что так и не смог он понять, разгадать его.
В рассказе
Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым
стала одним из ярчайших событий в его жизни; тогда как для Печорина и сам
штабс-капитан, и история с Бэлой - лишь эпизод в ряду других. Даже при
случайной встрече, когда Максим Максимыч готов кинуться ему в объятия, Печорину
не о чем с ним говорить: вспоминать Бэлу - болезненно, рассказать старому
приятелю - нечего... "Мне пора Максим Максимыч." Итак, из новеллы
"Бэла" (кстати, написанной позже других) мы узнаем о существовании
некоего Печорина - героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину
понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится;
отчего бросился отбивать ее у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у
постели умирающей Бэлы и почему засмеялся когда добрейший Максим Максимыч
попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине - все
тайна, поведение героя читатель волен объяснять в меру собственного
воображения.
В главе
"Максим Максимыч" завеса тайны начинает приподниматься. Место
рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер.
И таинственному герою "кавказской новеллы" придаются какие-то живые
черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий
офицер не просто описывает Печорина он дает психологический портрет. Он -
человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч
ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: "...жизнь моя
становится пустее день ото дня...", то его слушатель принял эти слова без
ужаса как вполне естественные: "Я отвечал, что много есть людей, говорящих
то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду..." И
поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое
может объяснить в трое: и "разврат столичной жизни", и "бури
душевные", и "некоторую скрытность", и "нервическую
слабость". Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более
или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении
обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает,
"странности" остаются. Повествователь отметит глаза Печорин "они
не смеялись, когда он смеялся!" В них рассказчик попытается угадать
"признак - или злого нрава, или глубокой посмеянной грусти"; и
поразится их блеску: "то был блеск, подобный блеску гладкой стали,
ослепительный, но холодный"; и поежится от "проницательного и
тяжелого" взгляда...
Именно поэтому
так рад путешественник, заполучив записки Печорина: "Я схватил бумаги и
поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся." Написанное от
лица повествователя предисловие к "Журналу Печорина" объясняет его
интерес к этой личности. Он говорит о бесконечной важности изучения
"истории души человеческой", о необходимости понять истинные причины
побуждений, поступков, всего характера человек "...и может быть, они
найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли..." Все это
предисловие подтверждает духовную близость повествователя и кроя, их
принадлежность к одному поколению и одному человеческому типу: вспомните,
например, рассуждения рассказчика о "коварной неискренности истинного
друга", оборачивающейся "неизъяснимой ненавистью, сгорая, таясь под
личиной дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться
над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений".
Как близки эти
слова горьким мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как объясняют они его
убеждение "я к дружбе не способен"! Мнение рассказчика о Печорине
выражено однозначно: "Мой ответ - заглавие этой книги". Это же и
объяснение его напряженного интереса к герою: перед нами не только своеобразный
человек, типичный для своей эпохи. Герой времени - это личность, сформированная
данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В
нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени. В
предисловии к роману Лермонтов полемически заявляет: "Герой нашего
времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии."
Но свой роман
"едких истин" он создает не для того, чтобы бичевать пороки: он
подносит обществу зеркало, чтобы люди увидели себя, взглянули- в собственное
лицо, постарались понять себя самих. Это и есть главная задача лермонтовского
романа Как бы ни был близок Печорин рассказчику, полностью понять его он не
может. Для полного, глубокого понимания Печорин должен сам сказать о себе. И
две трети романа составляет его исповедь. Мы много говорили об исповедальном
характере лермонтовской лирики: это одна из главных черт его творчества. Именно
поэтому так важно, что Печорин, ни в коей мере не являясь автопортретом
Лермонтова ("Старая и нелепая шутка!" - говорится в предисловии о подобном
толковании), все же часто бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях,
рассуждениях. Это создает особое ощущение общности беды и вины автора и его
героя.
Как и в
"Думе", поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяя его вину и
судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечью
размышлений выходит из общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые
высоты духа. Композиция "Журнала Печорина" очень своеобразна. Это как
бы "роман в романе". Первая новелла "Тамань" - единый
рассказ о происшествии, приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы
всего "журнала": стремление Печорина к активным действиям;
"любопытство", толкающее его ставить "эксперименты" над
собой и окружающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его безрассудная
храбрость и романтическое мироощущение. И - главное! - стремление понять, что
движет людьми; выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. "Княжна
Мери построена из дневниковых записей - это почти ежедневная летопись жизни
Печорина. И причем он не интересуется "общими вопросами".
Он пишет о
своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках. Печорин сам себе
создает приключения, активно вмешиваясь в свою судьбу и жизнь окружающих, меняя
ход вещей таким образом, что он привел к взрыву, к столкновению. Так было в
"Бэле", когда но круто изменил судьбу девушки, Азамата, их отца,
Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок. Так было в "Тамани",
где он вмешался в жизнь "честных контрабандистов", в"Княжне
Мери"... И он не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит в
их судьбы свою неприютость, свое бездомье и тягу к разрушению Дома - символа
вечной жизни, непричастности к общей судьбе , укрытия от ветров эпохи. Вопрос
предназначения , рока , единоборства человека с судьбой - основной философский
аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава
"Фаталист", в которой Печорин пытается создать некоторую "модель
судьбы". Существует ли предопределение или нет его;если но есть, то каковы
пределы самостоятельности личности - все это не предмет отвлеченных умствований
для Печорина , но самый насущный вопрос. Ибо ответ на него даст ключ к разгадке
жизни и человеческой натуры, сможет, наконец, объяснить Печорину его
собственную душу и судьбу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/