Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Проблема
ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Гончаров Иван
Александрович родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец
Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он
скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья
Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек
передовых взглядов, знакомый с декабристами.

К литературному
творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Его выдающиеся
произведения — романы "Обрыв", "Обыкновенная история",
"Обломов". В 1859 г. в журнале "Отечественные записки" был
напечатан роман Гончарова "Обломов". "Обломов" имел
чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В
романе показано губительное влияние феодально-крепостнического строя на
развитие человеческой личности и даны два больших типических обобщения, представляющих
собой вершину творчества Гончарова: Обломов и обломовщина.

Образ Обломова
— это величайшее художественное обобщение, воплощающее в себе типические черты
характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Такая жизнь
порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и
примитивизм психологии. Гончаров не раз подчеркивает, что в жизни обломовцев
важнейшее место занимали еда и сон. Среди всех их забот "главной заботой
была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и престарелая тетка
приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто
лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу".
"Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обло-мовке".
Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Обломовцев характеризуют
бездеятельность и лень. Свои потребности они удовлетворяют при помощи
подневольного труда крепостных.

Жизнь
обитателей Обломовки оказывает губительное воздействие на формирование их
характеров. Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика Илюши
Обломова и показывает вредное влияние на него среды и обломовской системы
воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и
паразитизму, развивают в нем чувство превосходства над другими. Илюша не ездил
на уроки в Верхлево: "Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь".
Позже Обломов в столичном учебном заведении изучает науки лишь в той степени, в
какой они сами без труда укладывались в голове. Обломов служил, но не потому,
что ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято в
среде дворянской молодежи, и при первом же затруднении и ответственности за
свою ошибку он оставил службу. Стремясь только к покою, Обломов к 32 годам
превращается в байбака, в существо апатичное и инертное.

Для того чтобы
еще больше подчеркнуть силу инерции в своем герое, Гончаров показывает и тех,
кто боролся за Обломова и пытался вывести Обломова из состояния мертвящего
покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком
крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом,
попробуй оторвать — будет смерть". Даже любовь к женщине не может
возродить Обломова и вернуть к активной жизни.

Драма Обломова
тем сильнее, что он понимает свое духовное падение: "Настала одна из ясных
сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе
его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении и
когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью... —
он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее
светлое начало, может быть, теперь уже умершее". С обломовщиной, как с
явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая
самую почву, на которой она может произрастать.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.