Жанровое
своеобразие драмы М. Горького «На дне»
Человек — вот
правда!
М. Горький
Многогранный
талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей
Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни:
чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор
сделал это достаточно сурово и правдиво.
Драма «На дне»
ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно
ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни,
обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских
вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они
примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый
из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».
Герои полны
иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что
выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман.
Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами
общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник,
неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает
небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она
обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука
уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных
людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру
обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое
поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей,
старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к
противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму
Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает
соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь
примиряющая... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками — тем ложь нужна...
одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин...
кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и
хозяев... Правда — бог свободного человека!»
Но Горький не
так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить:
нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с
годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания
пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной
жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.
В наше жестокое
время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука
получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих
рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит
время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.
Пьеса «На дне»
относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а
каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам,
жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение
заглянуть в будущее.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/