Раннехристианские
легенды в произведениях Н. С. Лескова «Скоморох Памфалов», «Гора», «Сказание о
Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине»
От рассказов о
русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к
легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора"
«Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине», персонажи
которых рисовались двойниками и предтечами российских праведников.
Глубинный
легендарно-исторический фон был тем более важен, что в творчестве Лескова конца
70-х годов XIX века появляется серия портретов вождей официальной веры, высших
чиновников церкви (очерки «Мелочи архиерейской жизни», «Епархиальный суд» и
другие), — серия, контрастная галерее монументальных простолюдинов-страдальцев.
В двояком сопоставлении — с легендами и рассказами об архиереях — народные
герои-праведники выступали как единственные прямые наследники и хранители
высших гуманистических начал эпохи «апостольского» христианства, еще не
опошленного и не бюрократизированного церковью.
Удивительно ли,
что жизнь ставила евангелистов-подвижников, поборников незамутненной
нравственности, формально канонизированной догматическим православием и
государственной властью, в положение юродивых, гонимых и православием и
властями?. . Решение коренных социальных вопросов представлялось Лескову
условием распутывания узлов на национальной почве.
Языком
прозрачных политических намеков писатель заговорил об этом уже в конце 70-х
годов. «В народе, — отметил он, — есть изобилие здоровых элементов, ручающихся
за его способность к широкому и свободному развитию жизни в несколько иных
формах ». Все усиливающийся критицизм писателя побудил его к особенно
энергичным выступлениям против русского самодержавия в 90-е годы. «Зверство и
дикость растут и смелеют, а люди с незрелыми сердцами совершенно бездеятельны,
до ничтожества», — с грустью делился художник с Л. Толстым в 1891 г. И вот
легенды давали форму высказывания писателя о жгучих русских проблемах.
Греко-римско-византийский
мир представал аналогом окружающей Лескова действительности, обнажал в главных
чертах его социальные механизмы. Утопический же идеал рисовался как бы
осуществленным некогда в легендарной действительности былого, а позже
затоптанным в историческом движении народов и разве что сохранившимся в душах
горсточки праведников. Но Лесков не «уходит» окончательно в ветхозаветную
историю, он обличает современную ему действительность, сопоставляя два
исторических момента. Поэтому он писал Л. Н. Толстому: «Я хочу остаться
выметальщиком сора, а не толкователем талмуда». Мудрыми глазами художника и
русского патриота смотрел Лесков на современную ему жизнь, видя ее печали и
недостатки. Будучи честным человеком и талантливым писателем, он не мог не
отразить в своем творчестве главную «проблему» времени — гибель народа в нищете
и забвении и обогащение кучки «счастливцев» на фоне всеобщего разорения. Но эта
же тема актуальна и сегодня, не потому ли произведения Лескова так популярны в
наши дни?!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/