Духовный
поиск героев В. М. Шукшина
Немногим более
десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им
хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных
и безыскусственных. Он чутко уловил социальные перемены в современной
действительности, духовные настроения своего времени.
Глубинной
напряженностью отличается рассказ "В профиль и анфас". Терзают
сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет
и работает: "А я не знаю, для чего я работаю..." Вера в гуманные
начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом
побудила В. Шукшина написать такие рассказы как "Калуза" и
"Обида". В основе рассказов до боли узнаваемая ситуация. В
"Калузе" — не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному,
обошлась грубо с человеком немолодая уже женщина-вахтерша. Между тем на глазах
у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее
грязноватого халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце
рассказа звучат тяжкие, как вздох, слова: "Я никак не мог успокоиться в
течение всего дня... страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино
мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется,
думаю: "Да отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная
злость-то?... Чтб с нами происходит?"
Схожая ситуация
и в рассказе "Обида". "Что такое творится с людьми?" —
вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой "Обиды". Обыденные житейские
столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим
размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой
жизни.
В рассказах В.
Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется
широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни,
о добре и зле, о душе человеческой. Вот герой рассказа "Верую" Максим
Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу
мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует — болит душа.
Но как объяснить — почему? Ненавидит он тех "людей, у которых души нету,
или она поганая". Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем
живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал
"самый натуральный" поп, и пошел к нему узнать: "У верующих
болит душа или нет?" И оказывается, что этому попу "ничто
человеческое не чуждо", а имя бога, в которого он верит, — Жизнь. "Ты
пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит.
Но во что верить? Верь в Жизнь".
Не всегда герои
могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться
до сути, понять несет в себе зерна духовности. В. Шукшин неоднократно
заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на
ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек
сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома.
Такова
"Калина красная" — повествование о трагической судьбе Егора
Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и
горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших
разумного применения... Испытав отторжение и одиночество, герой повести
вернулся к людям, к жизни... В труде и приязни близких, казалось бы, обретена
жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора
трагична. "И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома...
Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему
слышное". Проявления жестокости и произвола, своеволия и черствости,
наблюдающиеся среди людей, вызывают обиду и боль писателя. Прошло уже более
двадцати лет, как ушел от нас русский писатель Василий Макарович Шукшин. Но не
утихает напряженный интерес к его творчеству, его произведения вызывают
оживленные споры, научные дискуссии, имя Шукшина из литературы переходит в
легенду.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/