Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на произведение В. Астафьева "Царь-рыба"

Рецензия на
произведение В. Астафьева "Царь-рыба"

Виктор Астафьев
является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году,
детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и
близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы
ни бросала его жизнь.

Предвоенное
детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания привольная жизнь в
деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законам
добра и справедливости.

С Великой
Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями и многими идеями, которые
легли в основу его будущих произведений.

Астафьева я
знаю по рассказам "Перевал", "Кража", роману "Печальный
детектив". Но наибольшее впечатление оставила книга "Царь-рыба",
которой и посвящена моя работа.

"Царь-рыба"
повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин
поведал об истории приезжих браконьеров, Николай о славной собаке Боей, но
больше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих
героев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет их
рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура
автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придавая
им художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом
образе, черты его ясно просматриваются в главах "Царь-рыба",
"Уха на Боганиде", "Сон о белых горах", где он внешне не
присутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги
своеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в
рассказах.

Астафьев не
идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое
содержание. Природа не только врачует душу человека (глава "Капля"),
но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе
"Поминки". Разум и духовный опыт позволяют человеку установить
гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя
ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и
борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного
отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное
уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и
социальные законы не дают ему права переступить ту "черту, за которой
кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и
глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря".

При всем
разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на две
группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. Парамон
Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы
с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным
тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих
героев.

Астафьев не
прием лет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости Зиновия
Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих
героев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доброта
делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные
связи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.

В
"Царь-рыбе" жизненный материал разных послевоенных десятилетий
спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянное
сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер,
поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в
"Царь-рыбе". Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном
содержании занимает глава "Боей", содержащая обобщенные
художественные выводы. В этой главе характеризуется личность
автора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.

Рассказы первой
части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергается
хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесно
связано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа
"Царь-рыба"; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному,
расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой.
"Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная" уходит царь-рыба.
Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское
использование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые
навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.

Содержание
второй части "Царь-рыбы" больше сосредоточено на нравственных,
духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт между
Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. В
главах "Уха на Боганиде", "Поминки", "Сон о белых
горах" нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов Герцев тяготеет к
саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе "Сон о белых
горах", углубляются и поясняются в заключительной главе "Нет мне
ответа!". Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придает
ему целостность. В "Царь-рыбе" широк диапазон художественных приемов,
использованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов,
приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям и
явлениям. Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима:
интонация искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на
красивое в природе и человеке (глава "Туруханская лилия"); от
иронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтических
приемов в главе "Сон о белых горах", утверждающих значимость такого
человека в миру людском.

Изменяется
Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы. Заключительные строки
"Царь-рыбы" наиболее емко характеризуют образ писателя, мудрого
современника, для которого творчество это вечное стремление к истине,
утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни на земле.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib. ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистическое изучение загрязнения окружающей среды
Реферат Цвентибольд
Реферат Учетная политика предприятия 2 Теоретический порядок
Реферат Понятие и основные правила квалификации преступлений. Конкуренция норм в уголовном праве и ее практическая реализация
Реферат Статистистическая обработка показателей
Реферат Aromatherapy Essay Research Paper AromatherapyAromatherapy is a
Реферат Задачи по теории управления
Реферат Земли особо охраняемых природных территорий и объектов в Республике Беларусь
Реферат А. Н. Третьякова при участии специалистов ОАО «Балтийский Инвестиционный Банк»
Реферат Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства
Реферат Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации
Реферат Поняття педагогічної майстерності педагогічного спілкування
Реферат The Prince Essay Research Paper The PrinceNiccolo
Реферат Організаційно-правові засади діяльності органів управління охороною культурної спадщини
Реферат 1. Всемирная конвенция об авторском праве (подписана в Женеве 6 сентября 1952 года) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004