Сатира М. Е.
Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»
На уроках
русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Прочитав его роман-обозрение "История одного города" и сказки этого
автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми писатель показывает
бессовестное ограбление народа; критикует либеральных деятелей и писателей,
пресмыкающихся перед властями.
Знакомясь с
произведениями Салтыкова-Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве.
Большое впечатление производит роман "Господа Головлевы". Из истории
этого произведения мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о
семье Головлевых, вошедших первоначально в цикл "Благонамеренные речи".
В романе очень остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика,
подвергающегося беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу
и видит в ней саму смерть, злобную, пустоутробную.
С неумолимой
правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую
упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл
жизни Головлевых заключается в стяжательстве, накоплении богатства, в борьбе за
это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие,
взаимная ненависть, царящие в этой семье. Приобретательская деятельность Арины
Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, проводится под
предлогом увеличения богатства семьи, а фактически — только для утверждения
личной власти. Даже собственные дети для нее — "лишние рты", которых
нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния.
Изумляют
спокойствие и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как
разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал
горький вопрос: "И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска
недоедала. . . Для кого?" Деспотическая власть Арины Петровны,
материальная зависимость детей от произвола маменьки воспитывали в них лживость
и угодничество. Этими качествами особенно отличался Порфирий Головлев,
получивший от других членов семьи прозвища "Иудушка" и
"кровопийца". Иудушка с детских лет сумел опутать "доброго друга
маменьку" паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.
Создается впечатление, что Иудушка Головлев, как и Арина Петровна, — это
литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника,
паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.
Иудушка
Головлев действует только "по закону", потому что законы,
существовавшие как до реформы, так и в пореформенное время, позволяют ему
безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства
собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием
совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами.
Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила солониной, он ласково
говорит на прощание: "Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел
бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал".
История
семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности
вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение.
Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия
и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман
имеет большое поучительное значение.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/