Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Рукописи не горят…"

"Рукописи
не горят…"

"Рукописи
не горят" — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал
писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в
ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно
за другим пришли к читателю.

"Рукописи
не горят", — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной
работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда —
романа "Мастер и Маргарита". И заклятие подействовало, предсказание
сбылось. Время стало союзником М. Булгакова, и роман его не только смог явиться
в свет, но и среди других, более актуальных по теме книг последнего времени
оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной
пылью.

Взять хотя бы
то, что если к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" подходить
традиционно, оперируя такими привычными инструментами анализа, как тема, идея,
жанр, то заблудишься в нем в два счета, словно в дремучем лесу. Ни в какие
схемы он не укладывается. Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая
немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в
литературе. Возникло даже что-то вроде "моды на Булгакова". И все-таки,
почему "рукописи не горят", почему эта книга привлекает внимание?
По-моему, благодаря все той же необычности построения романа, оригинальности
сюжета. Есть основания назвать роман бытовым: в нем широко развернута картина
московского быта тридцатых годов.

Но не меньше
оснований считать его фантастическим, философским, любовно-лирическим и, само
собой разумеется, — сатирическим. Пусть в романе не все выписано ровно и до
конца, внимание любого читателя остановит, я думаю, его форма — яркая,
увлекательная, непривычная. Ведь не зря же, прочтя последнюю страницу,
испытываешь искушение начать перечитывать книгу заново, вслушиваясь в мелодию
булгаковской фразы: "В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать,
когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое
кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была
аллея". Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость
утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам.

Но многое в нем
приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания,
не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его
собственных переживаний, конфликтов, потрясений. Не случайно в романе
появляется легенда об Иешуа, так как в жизни писателя был свой Понтий Пилат —
Главрепертком. И писатель понимал, что рано или поздно будет распят. Но, видно,
теплилась в нем надежда на здравый смысл "прокуратора", на
возможность взаимопонимания. И, может быть, представлялся ему такой спор, какой
в романе, уже после казни философа, Пилат видит во сне: "Они ни в чем не
сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и
нескончаем".

Так или иначе,
но вполне можно утверждать, что именно собственная судьба заставила писателя
вспомнить новозаветную библейскую историю и ввести ее в роман. В первых его
набросках еще нет ни Мастера, ни Маргариты, а дьявол появляется в Москве в
одиночку, без свиты. Но начинается действие так же, как в окончательном
издании: беседои Сатаны с двумя литераторами явно рапповского толка. Он
рассказывает им эту библейскую историю с таким старанием, словно добивается,
чтобы собеседники его в зеркале тех стародавних событий, в решениях синедриона
и прокуратора Иудеи увидели и свой, рапповский, изуверский фанатизм.

Но Булгаков не
сравнивал себя с Иисусом, хотя и исповедовал те же принципы, то же добро и
справедливость. Мастер (как его по праву можно назвать) не стремился это
проповедовать, он скорее расчищал дорогу для добра с помощью ядовитого жала
сатиры. И в этом он больше сродни Воланду, которого и делает главным персонажем
романа. Но для чего же тогда появляется в романе Мастер? А для того, чтобы
создать пятое, гораздо более стройное Евангелие, чем новозаветное.

Но главное — в
его изложении эта история становится до того по-земному живой, что в ее
реальности невозможно усомниться. И в глубине сознания рождается совершенно
безумная мысль: нет, это не Сатана, не Воланд, а сам Булгаков, прежде чем в
роли Мастера сесть за письменный стол, "лично присутствовал при всем этом".
Сделав Мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и
свою любовь, Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у Мастера уже не
было сил, да и не могло быть по его характеру. И Мастер получает вечный покой
вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа. И я с
уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: "Рукописи не горят".

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рыночное равновесие в трехмерном пространстве
Реферат Оценка финансового состояния организации ООО "Информгеосервис"
Реферат Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в чрезвычайных ситуациях
Реферат Экономическая мысль античности: Древний Рим
Реферат Регрессионный анализ в моделировании систем. Исследование посещаемости WEB сайта
Реферат «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»
Реферат Монополизация экономики. Антимонопольное регулирование экономики
Реферат Nick Carraway Essay Research Paper Nick Carraways
Реферат Маркетинговое исследование Восприятие бренда Nokia
Реферат Erences found by multiple research centers is used to determine the distance in attitudes between Ukrainians from ages 18 to 35 and Ukrainian society as a whole
Реферат Люминесценция. Оптические квантовые генераторы и их использование в медицине. Радиоспектроскопия. ЭПР и ЯМР
Реферат ЭВМ в управлении производством
Реферат Мировой экономический кризись начало века
Реферат Використання сучасних інформаційних технологій при розробці електронних посібників
Реферат Анализ требований предъявляемых к автономным системам электропитания с учётом обеспечения электромагнитной