Тема природы
в поэзии С. А. Есенина
Сергея
Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого
состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно
и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым
художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы,
тихие воды — все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью.
Там, где капустные
грядки
Красной водой
поливает восход,
Клененочек
маленький матке
Зеленое вымя
сосет
Такому взгляду
на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной
частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он
восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия.
Сохнет стаявшая
глина,
На сугоръях
гниль опенок.
Пляшет ветер по
равнинам,
Рыжий ласковый
осленок.
Пахнет вербой и
смолою.
Синь то
дремлет, то вздыхает.
У лесного
аналоя
Воробей
псалтырь читает.
Мир, созданный
творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В
ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы
объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души
поэт передает через картины природы. В начале творчества окружающий мир полон
гармонии и красок.
Топи да болота,
Синий плат
небес.
Хвойной
позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных
кудрей,
Темным елям
снится
Гомон косарей.
Но со временем
появляются проблемы, жизнь показывает поэту и обратную сторону. Беззаботная
юность канула в Лету. На смену яркому и безмятежному пейзажу приходят картины
раннего увядания. Поэт любит сравнивать зрелость человека с осенней порой года.
Еще не поблекли краски, они даже стали ярче: багряные, золотые, оранжевые, но
это последняя вспышка перед долгой зимой — старостью. Есенин очень часто
применяет эту метафору в своих стихах.
Отговорила роща
золотая
Березовым,
веселым языком,
И журавли,
печально пролетая,
Уж не жалеют
больше ни о ком.
В поздней
лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем
мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и
трагипоэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по
утраченной молодости. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша
сторона. И березы в белом плачут по лесам: Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли
сам?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/