Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в комедии Грибоедова “ Горе от ума ”

Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в
комедии Грибоедова “ Горе от ума ”

                                                                    
Как посравнить да посмотреть

                                                                    
Век нынешний и век минувший

                                                                     Свежо предание , а верится с трудом
.

                                                                                               
А . С . Грибоедов

 “ Горе от ума ” одно из самых злободневных
произведений русской драматургии . Проблемы , поставленные в комедии продолжали
волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после
появления ее на свет .

“ Горе от ума ”
- плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления
, переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие
политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание
комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века “
нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей между ними , на мой взгляд ,
является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона , возвращение армии
из заграничных походов . После Отечественной войны в русском обществе сложились
два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова ,
Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого . В
комедии ясно показано , что столкновение веков было выражением борьбы этих двух
лагерей.

В восторженных
рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го , “
минувшего ” века . Век “ минувший ” и является идеалом фамусовского общества ,
ведь Фамусов - убежденный крепостник . Он готов из - за любого пустяка сослать
в Сибирь своих крестьян , ненавидит просвещение , пресмыкается перед
начальством , выслуживаясь как может для получения нового чина . Он
преклоняется перед дядей , который “ на золоте едал ” , служил при дворе самой
Екатерины , ходил “ весь в орденах ” . Разумеется , что свои многочисленные
чины и награды он получил не верной службой отечеству , а выслуживаясь перед
императрицей . И этой гнусности он старательно учит молодежь :

    Вот то-то , все вы гордецы !

    Спросили бы , как делали отцы ?

    Учились бы , на старших глядя .

Фамусов
хвастается как собственным полупросвещением , так и всего сословия , к которому
он принадлежит ; хвастая тем , что московские девицы “ верхние выводят нотки ”
; что дверь у него отперта для всех , как званых , так и незваных , “ особенно
из иностранных ”

В следующей “
оде ” Фвмусова - хвала барству , гимн раболепной и корыстной Москве:

    Вот например , у нас уж исстари ведется ,

    Что по отцу и сыну честь :

    Будь плохонький , да если наберется

    Душ тысячки две родовых - тот и жених !

Приезд Чацкого
встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей . Фамусов обращается к
календарю . Это для него священнодействие . Принявшись за перечисление грядущих
дел , он приходит в благодушное настроение . В самом деле , предстоит обед с
форелями , погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича , крестины у докторши
. Вот она , жизнь русского дворянства : сон , еда , развлечения , опять еда и
снова сон .

Рядом с
Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в генералы ”
Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды . На первый
взгляд , его образ карикатурен . Но это не так : исторически он вполне правдив
. Как и Фамусов , полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами
века “ минувшего ” , но в более грубой форме . Цель своей жизни он видит не в
службе отечеству , а в достижении чинов и наград , которые для военного , по
его мнению , более доступны :

    Довольно счастлив я в товарищах моих ,

    Вакансии как раз открыты :

    То старых выключат иных ,

    Другие , смотришь , перебиты .

Чацкий
характеризует Скалозуба так :

    Хрипун , удавленник , фагот ,

    Созвездие маневров и мазурки .

Свою карьеру
Скалозуб начал делать с того момента , когда герои 1812 года стали заменяться
тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым .

На мой взгляд ,
Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место . Люди
Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы . Все свое время они проводят в
светских развлечениях , пошлых интригах и глупых сплетнях . Это особое общество
имеет свою идеологию , свой быт , взгляды на жизнь . Они уверены , что нет
другого идеала , кроме богатства , власти и всеобщего уважения . “ Ведь только
здесь еще и дорожат дворянством ” , - говорит Фамусов о барской Москве .
Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает
, куда ведет Россию господство фамусовых .

Свои
разоблачения , он вкладывает в монологи Чацкого , который обладает острым умом
, быстро определяет суть предмета . Для друзей и для врагов , Чацкий был не
просто умным , а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к передовому кругу людей .
Думы , волновавшие его , тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени
. В Петербург Чацкий попадает тогда , когда том зарождается движение “
либералистов ” . В этой обстановке , по - моему складываются взгляды и
стремления Чацкого . Он хорошо знает литературу . До Фамусова дошли слухи , что
Чацкий “ славно пишет , переводит ” . Такое увлечение литературой было
характерно для свободомыслящей дворянской молодежи . Вместе с тем Чацкого
увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про его связь с министрами .
Полагаю , он успел побывать даже в деревне , ведь Фамусов утверждает , что он
там “ наблажил ” . Можно предположить , что эта блажь означала хорошее
отношение к крестьянам , возможно , кое - какие хозяйственные реформы . Эти
высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств ,
вражды к барским нравам и крепостному праву в целом . Думаю , не ошибусь ,
предположив , что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально -
исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века ,
обстоятельства формирования декабризма . Именно декабристское понимание чести и
долга , общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых .
“ Служить бы рад , прислуживаться тошно ” , - заявляет Чацкий подобно
Грибоедову .

Так же , как и
Грибоедов , Чацкий является гуманистом , защищает свободы и независимость
личности . Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи “ о судьях
” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй . Он высоко
оценивает русский народ , говорит о его уме , свободолюбии , и это , на мой
взгляд , тоже перекликается с идеологией декабристов .

Мне кажется ,
что в комедии есть идея самостоятельности русского народа . Низкопоклонство
перед всем иностранным , французское воспитание , обычное для дворянской среды
, вызывают резкий протест Чацкого :

    Я одаль воссылал желанья

    Смиренные , однако вслух ,

    Чтоб истребил господь нечистый этот дух

    Пустого , рабского , слепого подражанья ;

    Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с
душой ;

    Кто мог бы словом и примером

    Нас удержать как крепкою вожжой ,

    От жалкой тошноты по стороне чужой .

Очевидно , что
Чацкий в комедии не одинок . Он выступает от имени всего поколения . Возникает
закономерный вопрос : кого же имел в виду герой под словом “ мы ” ? Вероятно ,
молодое поколение , идущее другим путем . То , что Чацкий не одинок в своих
взглядах , понимает и Фамусов . “ Нынче пуще , чем когда , безумных развелось
людей , и дел , и мнений ! ” - восклицает он . У Чацкого преобладает
оптимистическое представление о характере современной ему жизни . Он верит в
наступление новой эры . Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову :

    Как
посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший :

    Свежо предание , а верится с трудом .

Еще совсем
недавно “ прямой был век покорности и страха ” . Нынче пробуждается чувство
личного достоинства . Не все хотят прислуживаться , не каждый ищет покровителей
. Возникает общественное мнение . Чацкому кажется , что наступило время , когда
можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития
передового общественного мнения , появления новых гуманных идей . Борьба против
фамусовых в комедии не завершилась , потому что и в реальной действительности
она только началась . Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа
русского освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : “ Чацкий
неизбежен при смене одного века другим . . Чацкие живут и не переводятся в
русском обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым
. ”
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.